Часть полного текста документа:Обеспечение включенности старшеклассников в социальную деятельность Б.В. Куприянов Реализация диалогово-деятельностного (С.Д.Поляков) или гуманистически-деятельностного (А.Л.Уманский) подхода таких современных концепций как социальное закаливание (М.И.Рожкова), определяет в качестве одной из важных задач в работе педагогов - обеспечение включенности в деятельность. В изучении проблемы мы опираемся на исследование В.В.Рогачева. Основываясь на идее субъективных состояний (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов и др.), он предлагает понимать включенность в социальную деятельность как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Другими словами, состояния включенности характеризуются: - интериоризацией целей деятельности; - непосредственным участием в ней; - выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; - удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности. При рассмотрении социально-педагогической деятельности через призму данного подхода важным является ряд вопросов: Каков психологический механизм включения старшеклассников в социальную деятельность? Какие условия необходимо создать для эффективного протекания процесса включения? Каков алгоритм педагогических приемов, обеспечивающих включение старшеклассников в социальную деятельность? Данная статья является попыткой ответить на эти вопросы в первом приближении. В своей работе мы исходили из модели включения старшеклассников в социальную деятельность (упоминавшиеся диссертационные исследования В.В.Рогачева), а также из изучения ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания старшеклассников (1993-1997). Длительное исследование процесса включения старшеклассников и студентов педвуза в ситуационно-ролевую деятельность позволило выявить психологический механизм данного процесса. Он представляет собой совокупность промежуточных личностных состояний: стремление к участию в деятельности, положительные эмоции в ходе и после деятельности, познание порядка действий и операций (до деятельности), упорядоченное участие в деятельности, анализ деятельности (познание порядка действий и операций после деятельности), познание индивидуальных особенностей деятельности и взаимодействии (по деятельности), проверка собственных представлений о них (в деятельности), осознание собственных приемов деятельности и взаимодействия (проблематизация по данному основанию), индивидуальное самоопределение и его реализация. Рассмотрим и охарактеризуем эти промежуточные состояния подробнее. Эмоциональное ожидание деятельности (эмоциональное стремление к участию в деятельности) предполагает наличие у субъекта желание участвовать в деятельности, эмоционально окрашенного ожидания начала действий. Эмоции в ходе деятельности. Процесс участия в деятельности, как правило, положительно окрашен. Эмоции по окончанию деятельности приводят к эмоциональному взрыву. ............ |