Области и направления изучения религий
Религиоведение и теология Обучающиеся в государственных, ведомственных, муниципальных и иных учебных заведениях Российской Федерации специалисты знакомятся с религиями и их проявлениями в обществе в разных дисциплинах, например, в философии, праве, этике, истории, социологии, культурологии. Однако преимущественно и целенаправленно их изучают на курсах религиоведения и теологии. Эти два направления, при некотором внешнем сходстве, заметно различаются по существу.
Термин «религиоведение» предполагает некое знание (ведение) обо всех религиях. Однако сотрудникам правоохранительных органов необходимо помнить о том, что в силу исторических причин в религиоведении подчас это знание имеет не научные, а эзотерические, оккультно-мистические или атеистические основы.
В свою очередь, термин «теология» происходит от соединения двух слов: «Теос» – Бог, и «логос» – понятие, мысль, разум. Таким образом, теологию можно определить как науку о Боге или божественном.
Кроме того, как в религиоведении, так и в теологии имеются две области: первая – светская, внерелигиозная, секулярная или профанная (называемая иногда внеконфессиональной), а также вторая – сакральная или религиозная (зачастую именуемая конфессиональной).
Так как светское религиоведение делает преимущественно упор на сугубо материалистическое или оккультно-мистическое понимание всех религий и их источников, то внутренние противоправные духовные особенности деструктивных культов остаются не выявленными. Материалистическое религиоведение исследует религии как бы извне, в некоей эволюции ее внешних форм, попутно считая ученого – религиоведа якобы нейтральным относительно любых вероучений, что не соответствует действительности. В свою очередь, оккультно-мистическое религиоведение концентрирует свое внимание на эзотерических средствах и методах религий, потоке некоего универсального и многообразного духовного опыта, игнорируя несовместимые между собой сущностные (духовные, онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, правовые и этические) различия вероучений.
Светская теология, в связи с меньшими по сравнению с исторически сложившимся религиоведением негативными внутренними установками к сакральности и святости как таковым, подходит к этой проблеме шире и глубже. Она открыто привлекает непосредственные религиозные источники, учитывает духовные знания, взгляды и опыт самих религий. Светская теология активно использует методологию изучения религий изнутри их, принимая как объективный факт принадлежность к той или иной вере любого человека, в том числе каждого религиоведа и теолога. Это облегчает выявление той деструктивности в соответствующих культах, которая вытекает из сущности их вероучений.
Кроме того, имеются религиозные теологии, свои во всякой конкретной религии, признающей или существование единого Бога (монотеистические религии), или многих богов (политеистические религии). ............