Часть полного текста документа:Обновление содержания программы трудового обучения в начальных классах (работа с нетрадиционными материалами) М.И.Нагибина Сегодня в педагогике существует разграничение таких педагогических понятий, как традиционные и нетрадиционные методы преподавания. Множество новых программ, курсов, течений и направлений можно выделить в различные педагогические системы, изучению которых посвящено немало исследований (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова и др.). В значительной степени это коснулось и трудового обучения. Главные цели, определяющие содержание, методы и систему организации трудовой деятельности детей, заложены в специально разработанной нами программе. В массовом опыте работы по данной программе трудового обучения в начальной школе полностью оправдал себя ряд авторских идей, например, такие: все программные знания, навыки и умения дети приобретают в процессе изготовления изделий, необходимых в повседневной жизни. В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование" и др. Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое. Рассмотрев содержание данных инновационных программ, можно сделать вывод, что все они построены по общему и неизменному принципу использования возможностей технологии выполнения различных работ. Новым, нетрадиционным в данном случае является подбор материала для изучения технологических операций для каждой индивидуальной программы в различной последовательности. Например, программа "Технологии в трудовом обучении" предоставляет возможность знакомства с технологией каждой операции (сгибание, резание, соединение) на всех материалах (бумаге, картоне, ткани, металле, природных материалах). Программа "Художественный труд" содержит изучение технологии художественной обработки тех же материалов. В ней логично объединяются два предмета - изобразительная деятельность и трудовое обучение. Цель данной работы - создание законченного художественного образа и грамотное выполнение при этом всех технологических операций. Программы "Технический труд" и "Конструирование и моделирование" основаны на технико-технологических знаниях, предназначеных для изучения в школах с политехническим уклоном. При этом так же производятся технологические операции с хорошо известными материалами - бумагой, картоном, тканью, природными материалами и т.п. Программы по трудовому обучению в начальной школе обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях о используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета. Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе в большей степени построены с учетом изучения младшими школьниками всевозможных материалов. ............ |