Часть полного текста документа:Обратная сила действия актов правосудии о признании незаконными нормативный актов А.Л. Бурков, магистрант Департамента права Эссекского университета (Котестер, Великобритания) Из анализа действующего законодательства следует, что все суды, составляющие судебную систему РФ, за исключением мировых судей, обладают полномочиями на осуществление надзора за законностью нормативных актов. Суд дает нормативному акту юридическую оценку, которая заключается в том, что оспоренный нормативный акт является незаконным и нарушающим права неопределенного крута лиц, и признает акт недействующим. Такого рода акты правосудия оказывают влияние не только на правовой статус сторон рассмотренного дела, В настоящее время, например, определение административных прав и обязанностей граждан в области разрешительной, паспортной и охранительной систем административного права'не представляется возможным без учета актов правосудия. Акты правосудия являются источниками административного права в частности и права в целом1. Изсодержанияч. 5ст. 195АГЖРФ2 следует, что арбитражный суд вправе лишь отменить незаконный нормативный акт - признать его не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда, В ч. 2 ст. 253 ГПК РФ3 позиция законодателя выражена несколько иначе -суд признает нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия (аннулирует) или иного указанного судом времени. В законодательстве отсутствуют критерии, определяющие момент утраты нормативным правовым актом юридической силы в связи с признанием последнего незаконным решением суда: (1)с момента вступления в законную силу нормативного правового акта (нуллификация), (2) с момента вступления в силу акта правосудия (3) или с определенного судом момента в будущем. В настоящей работе ответим на вопрос о полномочиях суда на аннулирование нормативного правового акта. Несмотря на прямое указание в ч. 2 ст. 253 ГПК РФ на полномочие аннулировать незаконный нормативный акт, в настоящее время Верховный Суд РФ лишь отменяет таковой. При этом нельзя считать судебную практику по этому вопросу устоявшейся. Первоначально Верховный Суд РФ рассматривал законность нормативных актов, отмененных до даты судебного заседания принявшим его органом, с вынесением решения о признании незаконным нормативного акта с момента его принятия. Позиция Верховного Суда РФ заключалась в следующем. Признание судом нормативного акта незаконным влечет признание это го акта не действующим со дня принятия такового. Вывод суда в резолютивной части решения об удовлетворен и и заявления (жалобы) о признании нормативного акта недействительным по мотивам противоречия его закону означает, что оспоренный нормативный акт не порождает (не влечет) правовых последствий со дня издания и не подлежит применению, утратив юридическую силу, что также указывалось в резолютивной части решения суда1. Так, Верховный Суд РФ в решении от 5 января 1998 г. "По жалобе президента Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России на приказ Федеральной авиационной службы России" № 176 от 27 августа 1997 г. указал, что факт отмены государственным органом нормативного акта (до вынесения решения Верховным Судом РФ) сам по себе не может служить основанием для отказа в признании обжалованного нормативного акта незаконным, поскольку нормативный акт был направлен для исполнения после момента принятия и до момента отмены и признания данного нормативного правового акта незаконным (недействующим) со дня его издания2. ............ |