Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Филологический факультет
Реферат
на тему:
Образ Богородицы в стихотворении А.С. Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный…"
Выполнил:
Максиняев Р.И. (301 гр)
Проверила:
Тростина М.А.
2008 год
Оглавление
1. Образ Богоматери в историко-культурном контексте западного средневековья
2. Психология обращения Пушкина к образу Богоматери, его творческие истоки и предпосылки
3. Концепция и композиция готической вертикали и образ Богородицы в стихотворении А.С. Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный…"
Заключение
Список использованных источников
1. Образ Богоматери в историко-культурном контексте западного средневековья Для Пушкина как писателя, в наибольшей степени ориентированного на западноевропейскую литературу, образ Богоматери имеет определённую историко-культурную предпосылку, относящуюся к эпохе западного средневековья. К этому времени, начиная с 11-12 веков, формируется культ Прекрасной Дамы, пришедший на смену крайней патриархальности средневекового общества западной Европы. В это время рыцарство как пласт общества формирует ему лишь свойственный этикет, направленный на поклонение Прекрасной Даме, что имело в большей степени игровой характер и уравновешивало статус женщины в глазах её мужа, принуждённого считаться с её поклонниками. Однако в это время параллельно существовали и рыцари-монахи, для которых, естественно, культом поклонения считалась Святая Дева Мария или даже святая монахиня, возглавлявшая данный орден. Т.е. эти два культа нередко переплетались и, вместо образа Богородицы, могла предстать Прекрасная Дама. У Пушкина этот историко-культурный контекст полностью отражён в стихотворении "Жил на свете рыцарь бедный…", что, на мой взгляд, несколько усложняет толкование соотношения этих двух параллелей, имеющих немного-немало, но всё же противоположный акцент. Для рыцарей Прекрасная Дама в самом пристойном смысле была сферой воображаемой, эстетической. Это была особая куртуазная культура изящного и прекрасного. Но Пушкина интересует противоположный лагерь этого культа. Его рыцарь - это рыцарь "бедный, молчаливый, простой, сумрачный, бледный, смелый и прямой" - вот ряд эпитетов, характеризующих рыцаря-монаха в первой строфе стихотворения. Перед нами предстаёт образ рыцаря-аскета, рыцаря-монаха. Мы видим противоположный культу Прекрасной Дамы культ поклонения первообразу, имеющему библейский генезис, - Богоматери.
2. Психология обращения Пушкина к образу Богоматери, его творческие истоки и предпосылки Для того чтобы выявить закономерность обращения Пушкина к этому образу, необходимо проанализировать процесс зачинания этого образа в других его более ранних стихотворениях с похожей тематической наполненностью.
Изначально для Пушкина образ Богоматери виделся сквозь репрезентацию образа женщины, это был зародышевый этап. К нему относится одно из его самых известных стихотворений "Я помню чудное мгновенье…" и "Ты богоматерь, нет сомненья…", в которых, как правило, к прекрасному женскому образу вплетаются черты языческой богини любви.
Однако сквозь эту стилизацию прослеживается общее идеальное начало, сопряжённое с индивидуально-духовными качествами предстающего образа. ............