Часть полного текста документа:Образ психологии в истории науки и культуры В данной работе предусматривается проанализировать связи, степень сходства и различия в методологии психологии и естественных наук (преимущественно, физики). Параллели, проводимые между различными науками в методологическом плане, важны и интересны. Они позволяют увидеть ситуацию в науке под несколько иным углом зрения, по-другому взглянуть на перспективы развития данной науки, а именно, психологии. Много уже сказано про параллели психологии и физики. Обобщим основные идеи. Главный постулат, являющийся базовым для любой науки, - представление о том, что в изучаемой реальности есть некоторые закономерности, и они в принципе познаваемы. Однако классическая наука (в данном случае имеется в виду ньютона-картезианская парадигма, которая была успешно воспринята психологией из физики) зачастую подменяет представление о существовании закономерностей "принципом причинности" (утверждение о том, что любое событие можно объяснить каузально, то есть можно дедуктивно предсказать). Илья Пригожин назвал эту веру в безграничную предсказуемость "основополагающим мифом классической науки". А вот что пишет Карл Поппер о "принципе причинности": "Я не буду ни принимать, ни отвергать "принцип причинности", а просто удовлетворюсь тем, что исключу его из сферы науки ... так как если этот принцип означает, что все в мире управляется строгими законами, то он нефальсифицируем". Раз уж мы заговорили о "фальсифицируемости", представляется интересным затронуть в связи с этим важный вопрос, поднятый К. Поппером. Он считал "фальсифицируемость (возможность опровержения опытными данными) основным критерием научности. Исходя из этого, К. Поппер пишет о психоаналитических теориях: "Они просто являются непроверяемыми и неопровержимыми теориями. Нельзя представить себе человеческого поведения, которое могло бы опровергнуть их". Здесь встает такой важный вопрос: а можно ли в принципе опровергнуть теорию (в психологии или в физике) опытными данными, "критическим" экспериментом? Как показывает история науки, практика зачастую не является подтверждением истинности теории. И если в психологии такая ситуация естественна (например, многочисленные психотерапевтические практики, построенные на разных, зачастую противоречащих друг другу теоретических основаниях, тем не менее успешно "работают"), то не так ли обстоят дела и в естественных науках? К примеру, физика продвигается вперед, создаются новые теории, даже парадигмы, но это не значит, что старые опровергаются и от них отказываются. Например, вся современная механика (теории прочности и т.п.) построена на ньютоновской механике, работает в той же ньютоновской парадигме, и практика так же подтверждает ее, как и теорию относительности, и квантовую теорию. Происходит естественный процесс: те теории, которые "работают", то есть достаточно адекватно описывают реальность, на которой они "работают", продолжают существовать, а нежизнеспособные идеи отбрасываются, отмирают (например, птолемеевская модель мира в физике, теория интроспекции в психологии). Вышенаписанным иллюстририруется мысль, что принципиальный путь развития науки у психологии не является "особым". Курт Левин очень удачно сказал об этом: "Подчеркивание чрезвычайного в психологии ... ............ |