Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»
Рузаевский институт машиностроения (филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа № 2
ФИЛИСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема:
Образ «Я» и проблемы идентификации
Выполнила: студентка гр.З-405
Ключникова Ю.Б.
Рузаевка 2008
План
Введение
1.Образ «Я» К. Роджерса
2.Структура Я-образа
Заключение
Список используемых источников
Введение
Что такое Я? Каждый думает по-разному. Один имеет в виду свое тело, другой – свою одежду, третий – свои вещи. «Я» - это самая глубокая тайна человека, которая раскрывается им в отношениях к самому себе.
Сущностно-образующим фактором отношения человека к самому себе является «самость» индивида. Данная «самость» отражается в сознании человека в виде образа «Я», которое обеспечивает внутреннюю индивидуальную целостность. Влияние образа «Я» на деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и реализацию жизненных практик можно рассматривать как механизм самодетерминации наряду с другими формами обусловленности ее поведения.
При всем различии в терминологии, которое имеет место в психологической и философской литературе (сила-Я, образ-Я, Я-концепция ит.д.), исследователи единодушны в том, что «образ-Я» выступает посредником между внутренним миром человека и обстоятельствами, осуществляя синтез внешних условий и личностных интенций. Представления человека о самом себе, оценка им жизненного пути как свободного личного выбора, его установки, убеждения и личностные идеалы, усвоенные нормы и цели – все это компоненты одной и той же сущности «Я», формы глобальной организации, которые взаимосвязаны друг с другом.
1. Образ «Я» К. Роджерса
Для более глубокого уяснения содержания понятия «образа-«Я» рассмотрим Я-концепцию К. Роджерса, одного из основателей феноменологического направления в психологии личности. Не случайно многие исследователи называют его концепцию теорией «Я». Но сначала несколько слов о самом авторе.
Карл Роджерс (1902— 1987) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. Когда ему было 12 лет, семья переехала на ферму, расположенную на западе от Чикаго, и свои юношеские годы Роджерс провел в сельской местности. Сам Роджерс вспоминает, что его отрочество проходило в строгой религиозной и нравственной атмосфере. Поскольку Роджерс жил далеко от города, он посещал разные школы, каждую не более двух лет, тратя на дорогу много времени. В юношеские годы он проявил большой интерес к природе. В 1919 году Роджерс поступил в Висконсинский университет, где начал изучать научное земледелие. В 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он едет на конференцию студенческой христианской федерации в Пекине. Поездка на Восток изменила отношение Роджерса к жизни. Там он наблюдал религиозные и культурные отношения, отличные от тех, к которым привык с детства. Это в некоторых планах изменило его отношение к жизни. После путешествия Роджерс возвратился в Висконсин и в 1924 году получил степень бакалавра по истории. Роджерс прошел по психологии только один курс, да и то заочно. ............