Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет
им. В. Н. Каразина
ОБРАЗ ЮЛИИ В РОМАНЕ Ж.Ж. РУССО "ЮЛИЯ, ИЛИ НОВАЯ ЭЛОИЗА"
Курсовая работа
Студентки 4-го курса
Группы ЯА-41
Факультета иностранных языков
ШЕЙЧЕНКО ЮЛИИ
Научный руководитель
Доцент Рожина А. Д.
Харьков 2002.
Введение.
Тема моей курсовой работы: "Образ Юлии в романе Ж.Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Для того чтобы полнее раскрыть данную тему, я обратилась к литературе следующих авторов.
В 1958 году Художественная литература (Москва) выпустила книгу известного литературоведа и критика Верцмана И.Е. "Жан-Жак Руссо", где автор предлагает свою оценку романа "Юлия, или Новая Элоиза", и в частности образа Юлии: “Руссо этот банальный сюжет выворачивает наизнанку, падение девушки становится ее возвышением. “Развратитель” выглядит трагичным, нормы патриархальной морали выявляют свою догматичность, даже бесчеловечность” (стр. 25-27).
В 1975 году в Женеве вышла примечательная в своем роде книга Марковича М.И "Жан-Жак Руссо и Толстой", где автор приводит интересные факты взаимоотношений Руссо и Толстого и оценку русским писателем творчества Руссо, особенно его романа "Юлия, или Новая Элоиза". Толстой Л.Н. высоко ценил "Новую Элоизу", в своем дневнике 29 сентября 1898г. писатель написал: "Это прекрасная книга. Заставляет думать...". Он восхищался Руссо: "Я прочел всего P., все двадцать томов, включая "Словарь музыки". Я больше, чем восхищался им, — я боготворил его. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, что я их написал сам" (стр. 45-49).
А в 1977 г. Анисимов И.И. в своей книге "Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты" (сост. Р.М. Анисимовой, коммент. В.П. Баласкова, М. "Худож. Лит") дал высокую оценку образу Юлии и всему произведению в целом: "Новая Элоиза" с огромной страстностью свидетельствует об уродствах старого социального уклада, который искажает лучшие стремления человека, мешает человеку выпрямиться во весь рост. "Кажется, что весь строй естественных чувств здесь разрушен", - говорит Руссо" (стр.230-238).
В 1986 году вышла книга Андре Моруа "Три Дюма. Литературные портреты", Пер с фр./Прим. Л. Бесполовой, С. Шлапоберской, С. Зенкина. В ней автор дал подробную характеристику творчества Ж.Ж. Руссо и влияния его произведений, в частности "Воспитание чувств" и "Юлия, или Новая Элоиза" на его современников и последующие поколения читателей. Моруа справедливо заметил, что "не много есть писателей, о которых можно было бы сказать: "Без них вся французская литература пошла бы в другом направлении". ............