План
Введение
1. Образование как социальный институт
2. Образование как экономический институт
3. Образование в развитых странах
4. Российское образование в системе рыночных отношений
5. Необходимость реформирования российского образования.
Заключение.
Список литературы.
Введение Данная работа называется «Образование и рыночные отношения». В ней мы попытаемся рассмотреть образование как экономический институт, включенный в рыночные отношения. Выделим его достоинства, недостатки, а так же затронем перспективы реформирования.
Работа состоит из пяти глав. В первой главе охарактеризуем образование как социальный институт, во второй - как экономический, в третьей обратимся к опыту построения системы образования развитых стран в рамках нашей темы, в четвертой расскажем о функционировании российской системы образования в условиях рыночной экономики, в пятой – о необходимости реформирования существующей образовательной системы. Помимо пяти глав работа содержит Введение, Заключение и Список использованной литературы.
При написании реферата использовались российские периодические издания по педагогике, экономике и экономике образования.
1. Образование как социальный институт
Сфера образования выполняет несколько взаимосвязанных функций, направленных на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Важнейшими из них являются передача следующим поколениям общих и профессиональных знаний и навыков, связанных с освоением и применением новых знаний, а так же социализация населения в ходе усвоения принятых в обществе ценностей и норм, установления социальных связей, механизмов включенности в общественную жизнь. Параллельно с накоплением образовательного потенциала в рамках этой системы происходит формирование социального ресурса, являющегося важнейшим катализатором инновационных процессов.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все основные проблемы (экономические, социальные, политические, экологические, демографические и др.), с которыми сталкивается общество, сказываются на сфере образования.
С другой стороны, образование является главной преобразующей силой общества. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития цивилизации.
Таким образом, образование следует рассматривать как базовое средство развития России, достижение нового качества жизни.
Образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на каждом историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, произошедших в нашей стране, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры развития и новые политические реалии.
Образование относится к сфере социальных услуг, имеющих исключительно важное значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. ............