Часть полного текста документа:Образование и цивилизация Игум. Георгий (Шестун) Цель образования - адаптация к рынку? Мы много говорим о содержании, формах, и методах образования, но почти никто не говорит о целях образования, которые определяют его содержание, формы и методы. Если объединить редкие размышления о целях образования (они почему-то чаще всего умалчиваются) то можно обобщенно выразить цель как вхождение народа в цивилизацию. В умах многих современных людей витает идея единой цивилизации, причем образец этой цивилизации задается группой стран, которые принято объединять под общим названием "Запад", "западные страны". Часть наших политиков и руководителей различного уровня считает, что Россия должна стать цивилизованной через вхождение в западный мир, через освоение западной культуры, либеральных ценностей и через смену самого образа жизни. При этом, как заклинание, повторяется фраза, что "Глобализация - процесс неизбежный". Идея единой цивилизации отнюдь не нова. Она громко зазвучала в эпоху Просвещения. Одним из ярких ее выразителей был немецкий философ Гегель, чьи философско-исторические взгляды оказали очень большое влияние на русскую образованность. Под ее влиянием в русской историософской мысли оформились известные направления "западников" и "славянофилов". В русле историософской полемики русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский обосновал иную точку зрения. Представление о единой универсальной цивилизации - это абстракция, утопия. Такой цивилизации не существует нигде, кроме как в головах активных проводников этой идеи. В реальной мировой истории налицо несколько культурно-исторических типов цивилизации, и каждая исполняет свою, Богом предназначенную ей роль. Все поле человеческой деятельности создано Богом для того, чтоб каждый народ прошел это поле в своем особом направлении. Россия искони формировалась и жила в лоне Восточной Православной Византийской цивилизации. Ее основ и следует придерживаться на всех исторических поворотах. К ней и следует возвратиться и сегодня после насильственного отлучения в ХХ веке, вернуть уклад жизни, традиционные ценности и культуру. Раз нет универсальной цивилизации, нет и единой универсальной педагогики. Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни и ценностей, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Эти ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена - и в этом болезнь нашего образования. Очень важно понять, что на сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Православная Церковь. Если общество не обратится за опытом передачи духовных ценностей к Церкви, то оно будет разлагаться, потому что без духовной основы долго существовать не сможет. Сегодня говорят об "открытом образовательном пространстве". Открывание этого пространства навстречу опыту Русской Православной Церкви в сфере духовной творческой деятельности - это объективная реальность, от которой не уйти. Особенность нашей цивилизации - совпадение народных и религиозных взглядов. ............ |