Часть полного текста документа:Образование кхмерского государства. Ченла Социальные процессы в обществе кхмеров V-VI вв. были сходны с теми, что происходили в монских областях. Военную демократию здесь сменяет военно-иерархическая структура власти. Вокруг общеплеменного сакрального центра - горы Лингапарвата (совр. Таиланд) - шло образование военного союза кхмерских вождей, направленного против Фунани и Чампы. Почитаемым эпосом военной знати стала "Махабхарата", священная территория была ассоциирована с Курукшетрой. Первые надписи, датируемые V в., выполненные южноиндийским шрифтом паллава, принятым в Фунани, повествуют о церемонии посвящения вождя, приносящего клятву. Военный союз кхмерских вождей сбросил иго Чампы, которая до этого взимала дань с земель кхмеров. Раннее государство кхмеров было простым социальным организмом: правящий слой, знакомый с индийской культурой, введший почитание индуистских божеств, сосредоточивался в общинных центрах - пура. В этой среде и формировались новые социальные отношения. Земледельческое население кхмерских земель объединялось в общины: домовую общину, патронимию, - кула и территориально-родовую общину - пура. Родственные связи придавали этим коллективам особую прочность. Человек входил одновременно в несколько социальных общностей. Последние также включали несвободных - даса, подвергавшихся эксплуатации. По мере развития земледелия, образования у кхмеров значительных земледельческих зон росла сила внутриобщинных имущих слоев - носителей частнособственнических тенденций и социального неравенства. Надобщинная власть поддерживала имущие слои в их противостоянии рядовым общинникам, становясь соучастницей процесса развития имущественного неравенства в обществе. Общинные верхи, используя родо-племенные обычаи, одаривали вождей, узурпируя в этих целях общинную и родовую собственность. Военные вожди принимали дары и дань от старейшин, становившихся данниками удачливых военных предводителей. Последние выступали от лица благородных родов - кшатриев. Имущество этих родов, называвшееся ишвара и заключавшееся в землях, оросительных сооружениях, деревнях даса, наследовалось по женской линии. Рабство имело ограниченный характер, а эксплуатация свободных .не стала системой. Формировавшийся эксплуататорский слой был уже привилегированной частью общества, но не составлял ни замкнутого сословия, ни класса. Объединение кхмерских земель - пура - военной силой кшатрийских родов началось из Бхавапуры, расположенной на р.Меконг между горами Дангрек и оз.Тонлесап. Бхававарман I (ок. 550 - ок. 600) и его брат Читрасена (после посвящения в правители - Махендраварман, правил ок. 600 - ок. 612) подчинили ряд кхмерских земель и поставили свои линги, передав им в дар часть военной добычи. При сыне Читрасены, Ишановармане I (ок. 612-628), к югу от железорудных гор Пном Дек была воздвигнута новая столица, Ишанапура, известная по сохранившимся надписям (ок. 200), археологическим находкам и описанию в китайской династийной хронике Суй. По данным последней, население Ишанапуры состояло из двадцати тысяч семей (ок. 100 тыс. человек). В конце VII в. в составе государства было тридцать городов - пура, каждый имел наместника из местной знати. Область плотного заселения - военный "центр" - окружали периферийные "страны" - виджайя, сохранявшие значительную автономию. ............ |