Часть полного текста документа:Образование ребенка Составитель Щеголева Е. Христиане первых веков заботились не только об общем образовании детей своих, не только о приобретении ими мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того - блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Нисколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей мудрости научной, философской. Святой Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивалось одной мудростью светской, мудростью мира сего, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, научались закону Божию и заповедям Христовым, приучались к постоянному благочестию, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда, и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца. Наполнение ума только одними знаниями без должного развития нравственно-духовной стороны человеческой личности, как это и делает большинство современных светских учебных заведений, создает опасность соблазнов увлечения молодых людей пагубными умствованиями "цивилизаторов", ведущими к порче нравов народа и, как следствие этого, к его духовной гибели. Святитель Иннокентий (Вениаминов) При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце. На сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, - Он хочет чистого сердца: Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца - Христос: Живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача - вселить верой Христа в сердце. Праведный Иоанн Кронштадтский Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди, обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и общества человеческого, - очи народа. Однако как не всякому члену тела надобно быть оком, так не всякому члену общества надобно быть ученым. Но усиленные укоры невежеству и похвалы неопределительно понятому просвещению посеяли в некоторых людях односторонние мысли, что воспитание, достойное своего имени, есть только ученое, что воспитывать -- значит преподавать науки, что воспитанным надобно почитать того, кто прошел несколько поприщ уроков. ............ |