Реферат
по дисциплине «Экопсихология»
на тему:
«Образование в условиях ноосферной среды»
Содержание
Введение
1. Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия
2. Проблема образа в образовании
3. О выразительности образов и их влиянии на сознание
4. Отношение к научным понятиям В.И.Вернадского
5. Помощь ноосферному образованию
Заключение
Литература
Введение
Есть в неразрывной связи самой личности и её экологического мировоззрения, кратко именуемого экологией, одна замечательная закономерность, названная главным экологическим принципом. Это глубинная основа взаимосвязи, единства живого и его окружения. Эта основа всегда проявляется в определённом месте и в определённое время. Это всегда конкретная реальность. И она определяется реальностью процесса перехода организованности биосферы в новую переходную биосферно-ноосферную целостность.
Семья и школа в наибольшей степени ответственны за формирование личности ребёнка и юноши. Хотя путь к совершенствованию личности открыт во все периоды жизни человека, и в детстве, и в старости. Но семья и школа оказались не готовы принять на себя в полной мере ответственность за воспитание и образование детей в условиях новой - ноосферной - реальности. Не готовы к выполнению этой задачи и другие институты общества, и общество в целом. И мы должны понять и исследовать - причины этой неготовности, найти её первоистоки и пути преодоления кризисной ситуации. В чём же причины?
Переход биосферы в ноосферу как стихийный процесс усиливается с ростом мощи человечества, с процессами возникновения общих глобальных проблем развития, с глобализацией мировой экономики, с ее функционированием как природно-хозяйственного целого, охватывающего разные страны и континенты.
Объединение человечества происходит на наших глазах. Медленно, трудно, раздираемое противоречиями, человечество становится единым целым. Формы его объединения многообразны (международные организации в области науки, культуры, образования, экономики, торговли, спорта, туризма и др.), но ведущую роль приобретают средства связи и общения людей.
Земной шар опутала «всемирная информационная паутина» электронных средств связи, включающая радио, телевидение, телефон. Она даёт возможность людям разных стран и континентов свободно общаться друг с другом, обмениваться информацией, ощущать себя единым целым с другими странами и народами, со всем человечеством. Но, погружаясь в неё, - в манящую бездну познания и нового знания, радости общения, неведомого чувствования, - человеку, особенно юному, ещё духовно не окрепшему, трудно из неё выбраться. «Паутина» способна оплести ум и душу человека, привести к деформации его личности.
Живая природа - историческая родина человека - начинает замещаться «новой природой», - «виртуальной реальностью», искусственно создаваемой компьютерами, кино, телевидением, электронными играми новых, электронных, игрушек. Из сознания человека, его эмоционального мира, начинают вытесняться те образы окружающего природного мира, которые тысячелетиями насыщали внутренний мир человека, формировали его личность. ............