Часть полного текста документа:Образовательный компонент как стимул долговременной физкультурно-спортивной деятельности обучаемых в секциях спортивной борьбы Ю.В. Болтиков, О.Б. Соломахин, Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны Значительная часть желающих заниматься физкультурно-спортивной деятельностью мотивирована не на достижение спортивных результатов, не на занятие призовых мест, а на овладение определенными умениями как деятельностным, образовательным компонентом [4]. На ранних этапах развития значительным стимулом к продолжению занятий определенного рода деятельностью является потребность в явном и косвенном социальном поощрении (Б.Б. Коссов, 1989). Кроме того, именно благодаря деятельностному компоненту, познавательной мотивации возможно обеспечение массовости и долголетия функционирования в данной области деятельности с постепенно меняющимися личностными и общественными функциями. Учитывая факт неравномерного соматического развития и неспособность всех детей и подростков к равноценной спортивной деятельности, на наш взгляд, целесообразно разработать систему поощрения за качество усвоения учебного материала в нестрессорных условиях и за трудолюбие. В этом случае будут возможны поддержание и развитие мотивации к роду деятельности путем использования психологических механизмов срочного и отставленного эффектов. Это тем более необходимо, что, по данным социологичес ких исследований [3, 6 и др.], с возрастом отмечается сокращение спектра спортивных и физкультурных интересов школьников. Как показали результаты опроса детей и подростков, занимающихся в секциях спортивной борьбы и прекративших занятия, значительное число учащихся увлечены образовательным компонентом и немалое число детей ушли из секций в тех случаях, когда содержание такого компонента их не устраивало . Кроме физиологической потребности в занятиях спортивной деятельностью имеются социальная и психологическая потребности, которые при решении проблемы выбора вида деятельности могут быть осознанными и неосознанными [1 и др.]. По Мюррею, в противоположность физиологическим и социальным потребностям имеется ряд потребностей психогенного порядка [4, 7 и др.]. К ним относятся потребности: - престижа; - социального статуса; - доминирования (власти); - общения, содружества, сотрудничества; - участия в познавательном процессе. Еще одно высказывание в пользу прекращения жесткого отбора в секции спортивной борьбы: "Основной путь поиска юных спортсменов - организация тренировки для возможно большего числа детей и подростков. Такие исходные теоретические предпосылки обуславливают новые уровни требований на первой ступени отбора, не ограничивающего прием в ДЮСШ детей со средними физическими возможностями" [2]. Чем более технически и тактически сложен избранный вид спорта, тем дольше будет протекать скрытый период проявления необходимых специфических способностей. В циклических и скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на ранних этапах подготовки и даже при наборе. ............ |