Часть полного текста документа:Образовательный потенциал виртуальной конференции Тираспольский Леонид, Новиков Владимир В наши дни среди расширившегося круга задач, которые должна решать система образования, одной из важнейших становится задача воспитания человека, способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни: т.е. нужно вывести на уровень своего рода "метаквалификации", позволяющей самостоятельно компенсировать профессиональные недостатки, навыки и умения. Образование, таким образом, из инструмента "подгонки" личности под определенный социальный стандарт все более превращается в условие развития деятельностных способностей индивида. Как отмечает В.Кемеров, идея социализации, рассматриваемая как "подключение" личности к стандартам культуры, оказывается в значительной степени несостоятельной: для развивающейся культуры гораздо более важной является способность человека рассматривать системы знания, технологии формализованного поведения не столько в инструментальном плане, сколько в плане личностного бытия и развития, поскольку лишь в этом случае смена самих этих инструментов перестает носить для него драматичный характер. Она уже будет сопряжена не с нарушением или утратой человеком личностной определенности, а только со сменой форм его самореализации [см.: 4]. Вместе с тем, очевидно, что традиционные формы образовательной практики, ориентированные на простое усвоение информации, не позволяют решить эту задачу. Необходим выход на новые, а может, просто забытые, педагогические решения, которые использовались испокон веков: их успешно применяли и архаичное, и античное, и средневековое общества. Обряды инициации и посвящения существовали в архаичных обществах; в древней Греции - мистерии, в Европе - карнавал... Общим для всех перечисленных феноменов можно считать особую игровую среду, включаясь в которую человек приобретал специфический опыт. Таким опытом невозможно овладеть в ходе бесед, в результате чтения текстов или размышлений. Возможно, и сегодня стоит пойти по пути создания подобной "искусственной" обучающей среды, располагающей потенциалом для "проживания" и проигрывания проблемных ситуаций, в которых человек может оказаться в будущем. "Искусственность" в данном случае означает не только то, что такая среда создается целенаправленно, но и то, что при ее формировании руководствуются закономерностями именно сферы искусства, методы которого (воплощенные в игровой среде), позволяют преобразить повседневную жизнь, сделав невозможное в ней возможным в игровой ситуации. Примеры использования имитационно-деятельностных игр свидетельствуют о том, что такая методика может оказаться достаточно эффективной. Правда, при условии, что вместо традиционных педагогических форм обучения будут применяться современные компьютерные технологии (особенно Интернет), в частности, виртуальные конференции. *** Мы уже перечислили те исторические формы, которые в неявном виде были ориентированы на приобщение человека к специфическому типу знания, связанного с самоопределением в новых условиях: инициации, мистерии, карнавалы... Что же объединяет такие разные виды активности, как, например, карнавал и виртуальную конференцию? Уже по самой своей структуре конференция предполагает создание особого карнавально-маскарадного контекста для участников общения: большинство законов, запретов и ограничений, определяющих строй и порядок обычной жизни, здесь оказываются "снятыми". ............ |