Часть полного текста документа: Общая характеристика понятия Для начала посмотрим, как обсуждают эту тему уже знакомые нам герои: Сообразительный студент, Студент-тугодум и Автор. Ав: Я хочу предложить вам новый материал для размышлений о вашем собственном мышлении. Вы готовы? Сс: Еще бы! Мы что-то уже давно в этом не упражнялись. Изучаем разные исторические или юридические законы и факты, а о том, при помощи чего мы все это изучаем, что делает это изучение возможным. Вы нам рассказываете очень маленькими порциями. Ав: Вы имеете в виду, что у вас маловато часов по логике? Я с вами согласен, но нам приходится действовать в пределах отведенного времени. К тому же мы с вами знаем, что для того, чтобы быть логически культурным человеком, одних логических знаний мало, надо еще в деле разбираться. Ведь самое-то логику предметом своих профессиональных занятий делают очень мало людей. Ст: Ладно. Вы ведь собирались предложить нам материал для размышлений. Я уже готов размышлять. Ав: Ах, так! Вам надоело слушать общие рассуждения? Очень хорошо, вот вам задача для размышления. Предположим, что я инопланетянин, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совершенно не понимает, что такое стул. Знает все, кроме стула. Далее, предположим, что в нашей комнате нет стульев, и в нашем распоряжении нет никаких средств изображения. Пожалуйста, объясните мне, что такое стул. Сс: Ну, это просто. Стул - это то, на чем сидят. Ст: Нет, погоди. Он же тогда поймет, что садовая скамейка тоже стул. Сс: Да как же можно перепугать садовую скамейку и стул?! Ав: Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. На садовой скамейке сидят. Стул - это то, на чем сидят. Следовательно, садовая скамейка - это стул. Это не я предложил, а вы. Сс: Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке - много. Ст: Значит, так и надо сказать. Стул - это то, на чем может сидеть один человек. Ав: А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые? Сс: Хм, могут. Ст: Как же тогда сказать? Ав: Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть - это их дело. Сс: Правильно! Теперь мы можем объяснить, что такое стул! Ст: Подожди, табуретка ведь также предназначена для сидения одного человека. Сс: Но у табуретки нет спинки! Ст: Конечно, но это также надо сказать нашему Автору-инопланетянину. Итак, стул - это то, что предназначено для сидения одного человека и имеет спинку. Ав: Позвольте мне вмешаться в вашу дискуссию. Мне не очень нравится оборот "то, что". Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее? Сс: Я знаю! Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул - мебель. Ав: Ну, лучше сказать, что стул - это предмет мебели. Сс: Правильно! Поэтому получится, что стул - это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку. Ст: Вроде бы хорошо. Но, подожди! А кресло? Кресло тоже предмет мебели, служащий для сидения одного человека и имеющий спинку! Сс: Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет! Ст: Точно. ............ |