Введение
Единственная настоящая роскошь –
роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери.
По существу, все моральные проблемы – «открытые» и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в общении людей друг с другом – общении, которое является важнейшей потребностью личности и общества.
Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им – агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена.
1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение
Пожалуй, главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.
Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе взаимного признания « самости и самоценности». В таком понимании определяются важнейшие, с точки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения. Во-первых, оно предстаёт как деятельность, что подчёркивает его активно-процессуальный характер; во-вторых, подчёркивается, что деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому; в-третьих, отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты; в-четвёртых, оговариваются условия общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждёт того же от него. Ещё одна особенность общения – его творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются качества субъекта – его свободная активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение – это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включённость в социум и культуру.
Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. ............