МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии и социальной работы
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Реферат на тему:
Межличностные отношения младших школьников
Выполнила: Бараница К. 285 гр.
Проверил: Шайдт Виктор Викторович
2008 г.
План
Особенности межличностных отношений и общения младших школьников
Упражнения на развитие умений общения у младших школьников
Список используемой литературы
Особенности межличностных отношений и общения младших школьников Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.
Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.
В старших группах детского сада между детьми существует уже довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада. Это объясняется появлением нового вида деятельности - учебы, переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения - общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты.
Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.
Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.
Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:
в процессе учебной работы в школе и дома;
информирование взрослых о своих делах и делах в школе;
запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;
запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.
Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. ............