Часть полного текста документа:Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века М. В. Попинова В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых и работающих детей, ставящие своей целью их первоначальное образование. Возникновение общеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно - педагогическим движением конца 50-х - начала 60-х годов XIX века, представлявшим одно из направлений более широкого социального движения, характерного для предреформенных лет. В него включились не только общественные, но и государственно-правительственные структуры. Одной из трибун сторонников изменений стали официальные органы морского и военного министерств журналы "Морской сборник" и "Военный сборник". На их страницах впервые начали обсуждаться такие проблемы, как реорганизация армии, введение гласности, отмена крепостного права [1]. В 1856 году в "Морском сборнике" была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеля Н. И. Пирогова "Вопросы жизни", положившая начало общественно-педагогическому движению в России. В центре внимания автора статьи находилась проблема воспитания и образования. Отказ от узкой специализации в пользу широкого общего образования, гуманизация воспитания, обращение к человеку, активизация имеющихся у него возможностей к самопознанию и самовоспитанию понимались как средство гражданского воспитания, формирования истинного человека [2]. Статья вызвала большой общественный резонанс и интерес к педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати. Одним из результатов общественно-педагогического движения стало появление общеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых. В современной науке существует мнение, согласно которому воскресные школы "возникли как воплощение... представлений о необходимости соединения способностей и стремлений образованного общества с широкими социальными нуждами" [3]. С одной стороны, обозначилось стремление интеллигенции к повышению культурного уровня жизни народа. Оно возникло и сложилось в условиях особой атмосферы предреформенных лет. Наиболее характерной чертой нравственной атмосферы являлось существование уникального этоса, свойственного образованному обществу в 60-е годы XIX века. Русская интеллигенция того времени высоко ценила сострадание и совесть, испытывала острое чувство вины за привилегированное положение, считая служение народу моральным долгом каждого [4]. С другой стороны, обозначилась потребность народных масс в первоначальном образовании, которое в изменяющихся социально-экономических условиях стало все более осознаваться как средство "социального продвижения, занятия более комфортной социальной ниши" [5]. В предреформенные годы динамизм развития был отличительной чертой российской экономики. 50-е годы XIX века - это начало технического переворота в промышленности и на транспорте. В ведущих отраслях обрабатывающей промышленности России происходил переход от мануфактурного к фабричному производству. ............ |