Часть полного текста документа: Группа 11 "Е" Брускова Полина Сочинение по обществознанию на тему "Развитие обществознания в России " 26 ноября 2002 1.Запандничество Западничество- мировоззрение образованной части российского общества, сформировавшееся в 1830-1840-х. В основе его лежали: осознание духовного и исторического единства России и Западной Европы; признание прогресса человеческой цивилизации как необратимого движения к лучшему; вера в разум, способный познавать и использовать законы природы и общества; признание того, что общественное устройство может и должно быть усовершенствовано в интересах личности. Для некоторых западников характерно критическое отношение к христианской религии. Западники заложили основы как русского либерализма, так и радикализма. Либерализм-течение общественно-полит. мысли, для которо- го характерна ориентация на ценности свободы личности, правового и полит.равенства , частной собственности. Радикализм-образ мыслей в вопросах полит.жизни, который не мирится с компромиссами, противополож- ными оппортунизму. Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)- российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., в 1821 г. принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 г.г. за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденпровиденциализма и социального христианства. В главном сочинении - "Философических письмах" (написаны в 1829-31 г.г.) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. Чаадаев всегда привлекал внимание историков русской мысли. Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив в центре всего его религиозную установку. Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит: " Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто философ ". У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная нату- ра, искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной а всецело и до конца воодушевленной христианст- вом. Если один из величайших мистиков христианского Восто- ка (Св. Исаак Сириан) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувсввовал "пламень истории", ее священное тече- ние , её мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как установке, Царство Божие строится при живом участии людей. ............ |