ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что во все исторические периоды посредником в отношениях человека с обществом выступало государство, устанавливая для регулирования наиболее значимых отношений систему юридических норм и формируя систему правоохранительных органов, призванных охранять эти нормы от нарушения. Сущностью государства определяется содержание правовых норм, формы и методы правовой охраны общественных отношений, диапазон прав и свобод граждан, ибо сущность государства и права – взаимосвязанные понятия. Но для любого государства защита прав и свобод граждан является одной из важнейших задач. В случае нарушения законных прав и свобод граждан государственными органами, учреждениями, организациями или другими гражданами будет сопряжено с нарушением конкретных норм об ответственности за преступление (правонарушения), задачи выявления, предупреждения и пресечения подобных действий; защиты жизни, здоровья и имущества граждан; государственной, общественной или частной собственности, а также восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, возлагается на правоохранительные органы. Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. То есть, это органы, на которые возложено бремя управления безопасностью государства в широком смысле этого слова.
Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»[1] безопасность определяется как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В неё включается государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопасности предполагает функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих её, а также использование в целях достижения безопасности соответственно мер экономического, политического, военного, организационного, экологического и иного характера. В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности: органы внутренних дел, юстиции, прокуратуры и так называемые спецслужбы. Последние, в силу закрытости их деятельности от ведения «простого обывателя», представляют особый интерес. Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о соответствующих внутренних и внешних угрозах. Характерной особенностью специальных служб является использованием ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идёт, прежде всего, об использовании агентуры, т.е. лиц, которые конспиративно (тайно), добровольно, инициативно или вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. ............