Часть полного текста документа:Общество, культура и образование Албании На протяжении четырех веков Османского правления в албанском обществе сохранялись племенные и феодальные традиции: крепкие родственные узы, племенные связи, власть местных вождей и землевладельцев. Однако с 1920-х годов и особенно после 1944 в общественной жизни произошли резкие изменения. И король Зогу, и коммунисты предпринимали попытки модернизации, индустриализации и урбанизации Албании, попутно искореняя отжившие социальные ценности и образ жизни. Коммунисты, применяя более жесткие методы и опираясь на более претенциозные доктрины, добились больших успехов, чем король Зогу, но трудно сказать, насколько их представления об эффективности, дисциплине, производительности труда и национальном единстве укоренились в новой управленческо-интеллектуальной элите, выдвинувшейся из переселившихся в города крестьян. Трудовые ресурсы Контингент промышленных рабочих, некогда представленный немногочисленными низкооплачиваемыми горняками и кустарями-ремесленниками, после 1945 значительно расширился. Рабочие объединялись в профсоюзы, которые помогали соблюдать дисциплину и повышать производительность труда. В законодательном порядке был установлен восьмичасовой рабочий день, запрещался труд детей моложе 14 лет. В 1988 во всех отраслях хозяйства было занято 1,5 млн. человек, в 1992 - 1,2 млн. Число безработных, превышавшее 400 тыс. в 1992, резко возросло к концу 1990-х годов. Отношение к религии В конституциях 1914 и 1928 провозглашалась свобода вероисповедания. Государство стремилось заручиться поддержкой религиозных общин. Правоверные мусульмане (сунниты) реорганизовали свою общину в 1929, возложив руководство ею на генеральный совет, в который входили представители от каждой префектуры и четырех крупных географических зон. Тогда же мусульмане-бекташи отделились от суннитов и с тех пор сами управляли своим орденом. После длительных и трудных переговоров с Константинопольским патриархатом православная церковь Албании в 1922 объявила о своей административной независимости, с чем патриархат вынужден был согласиться в 1937. Организация и политика католической церкви находились под контролем Ватикана. С приходом к власти коммунистов в религиозной жизни произошли серьезные изменения. Коммунисты резко выступили против религии, особенно католической. В мае 1945 был провозглашен новый устав мусульман-бекташей, совершенно независимый от суннитского. Правительство поставило противников суннитов во главе обоих течений, ввело своих людей в религиозные общины, укрепило связи с СССР и организовало поддержку международных коммунистических кампаний, например движения сторонников мира. Такая же политика велась по отношению к православной церкви. Католическая религия подверглась более резким нападкам, что получило отражение в тексте конституции, принятой в августе 1951. Смягчение политики в отношении католицизма началось с конца 1950-х годов, когда Албания пыталась наладить контакты со странами Запада, особенно с Италией и Францией. Однако усилившееся в 1966-1967 китайское влияние стимулировало новую волну антикатолических мер, и 4 июня 1967 в стране была закрыта последняя католическая церковь. Тем не менее религиозная жизнь в Албании не прекращалась, и в мае 1990 под нажимом общественности власти объявили о легализации всех вероисповеданий. ............ |