Часть полного текста документа:Общие места науки и образования Кто управляет прошлым, управляет будущим. Кто управляет настоящим, управляет прошлым. Джордж Оруэлл Общие места гносеологической области Третья область, в которой создаются новые имена, затрагивает системы общих мест гносеологической и позитивно-познавательной области. В 1990 году в Смитовском колледже в Нортхэмптоне (Массачусетс) студенткам нового набора была вручена директива по правильному употреблению слов, относящихся к смысловым сферам различных "измов". Сюда попали политически корректно дефинированные термины, при этом не только известные, например: - расизм - "угнетение других групп"; - этноцентризм - "угнетение других культур", но также и более поздние; - классизм - "угнетение рабочего класса"; - сексизм - дискриминация женщин; - гетеросексизм - дискриминация гомосексуалистов. Кроме того, список был дополнен и новыми "измами": - эйджизм [183] - "угнетение молодых и старых лицами среднего возраста"; - лукизм [184] - создание стандарта красоты - и, что очень важно; - эйблеизм [185] - "угнетение лиц, других по способностям, лицами, временно способными", т.е. угнетение больных здоровыми; - элитизм - угнетение глупых умными или малоодаренных талантливыми. Более поздними изобретениями являются термины, обозначающие еще два вида дискриминации: - сайзизм [186] - дискриминация людей с другими пропорциями; - спишизм [187] - дискриминация по признаку вида, т. е. дискриминация человеком животных и растений. Гносеологическая область, которая, согласно Ю.В. Рождественскому, начинается в фольклоре и уточняется по мере развития родов и видов словесности, включает в себя в настоящее время, в частности, термины. Именования политической корректности затрагивают тем самым систему общих мест гносеологической области. Создание новых политкорректных терминов ведет к тому, что общими местами становятся новые, формируемые новыми именами антагонизмы: - физически здоровый человек; - человек среднего возраста, (т. е. работоспособный, обеспечивающий старых и малых); - красивый; - умный; - одаренный человек, и, наконец, - мужчина как таковой есть носитель зла, обидчик, угнетатель. Вполне понятно, что новые антагонизмы и умножение числа врагов в результате создания образа врага как "мифологемы" никак не могут способствовать решению споров, но могут приводить к новым конфликтам. Как отмечает Ю.В. Рождественский, "... в ХХ веке слишком много было создано неправильных имен - "мифологем". Отсюда невозможность разумного устроения жизни, так как каждая "мифологема", увы, есть желание пользы себе в ущерб другим" [188]. Кроме того, два последних "изма", вернее, табуированность слов, составляющих их смысловые сферы, означают практически отрицание искусства, равно как и науки, а также физической культуры, так как они по природе своей элитарны. Научный и образовательный сепаратизм Как мы видим, относя себя к той или иной группе, человек должен отказаться от своей индивидуальности. ............ |