Часть полного текста документа:Обучение как система Иэн МакДермотт (Ian McDermott), руководитель компании "Innovation Associates", включен газетой "Independent" в десятку лучших британских специалистов по коучингу. Чем полнее мы осознаем последствия своих действий, тем насыщеннее и активнее живем. Это и есть самообучение - изменять себя с помощью обратной связи, активируемой нашими действиями. Возможно, кого-то при слове "обучение" посещают унылые воспоминания. Но ведь оно не сводится к пассивному усвоению фактов за классной партой или к набиванию шишек в процессе приобретения жизненного опыта. Концепция обучения глубже, чем идея формального ученичества, потому что мы всегда сами себе учителя. Нас учит всё, что мы делаем. Обучение приносит плоды: ведь это единственный путь измениться, постепенно становясь тем, кем мы хотели бы быть. Обучение создает и воссоздает наши ментальные модели. Мы можем изучать что-то, рассказывающее нам о жизни, или учиться у самой жизни, и если первый тип обучения полезен и оказывает нам помощь в процессе жизни, то только второй позволяет ее изменить. Обучение как система Обучение - это процесс, оно означает действие и предполагает изменение. Приобретенный опыт меняет вас. Как вы узнаете о том, что научились чему-то? Вы больше знаете о мире и других людях, и способны делать нечто такое, чего прежде не могли. У вас, возможно, появились новые навыки и умения. Вы можете даже переосмыслить свои убеждения и ценности и в результате изменить себя как личность. Хотя порой кажется, что обучение - это особый вид деятельности, который должен проходить в специально выделенном месте под чьим-то наблюдением, в действительности оно происходит постоянно. Чем бы вы ни занимались, вы можете при этом учиться, потому что обучение - это один из основных типов обратной связи в процессе жизни. У каждого человека есть свой, наиболее подходящий для него способ учиться: читая, слушая, беседуя или действуя. В основе своей обучение - это петля обратной связи. Решения -> Практические действия -> Усвоение реакции на ваши действия Вы действуете, усваиваете реакцию на свои действия и принимаете решения, инициирующие новые действия. Это механизм усиливающей обратной связи: чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что, в свою очередь, увеличивает количество новых решений. Это крайне упрощенное описание, потому что здесь решения ни к чему не привязаны, они случайны и бесцельны. В действительности же они направлены на достижение какой-то цели. В этой картине отсутствует самое главное - мы сами. Она должна выглядеть вот так: Решения -> Практические действия -> Усвоение реакции на ваши действия -> Разрыв между действительным и желаемым положением дел Это механизм уравновешивающей обратной связи. Вы учитесь ради чего-то. Существует разрыв между тем, что есть, и тем, что хотелось бы получить, поэтому предпринимаете действия для его устранения. Вы можете поставить перед собой цель узнать больше, повлиять на коллегу или члена семьи, достичь успеха в бизнесе, получить ученую степень или желанную работу. Это может быть и просто получение удовольствия! Такая цель - не хуже любой другой (судя по размаху отраслей, направленных на ее удовлетворение, - самая распространенная в нашем мире). ............ |