Часть полного текста документа:Обживание социального пространства/времени А.В. Суворов, доктор психологических наук Эта статья с небольшими редакционными изменениями взята из моей книги "Совместная педагогика. Лекции по общей и специальной теории взаимной человечности", которая в настоящий момент готовится к изданию в издательстве Университета Российской Академии Образования. Процесс развития/саморазвития человека представляет собой обживание социального пространства/времени. От того, какое именно социальное пространство/время удалось обжить индивиду, зависит, перерастает ли его психическое развитие/саморазвитие в личностное, то есть, иными словами, состоялся ли он именно в качестве личности, в качестве разумного, а не безумного или чисто биологического существа. Тезис этот в определённой теоретической логике вполне традиционен, просто формулировался разными мыслителями несколько по-разному. По существу он целиком совпадает с позицией, например, Э.В.Ильенкова, для которого, как и для А.Н.Леонтьева, А.И.Мещерякова, В.В.Давыдова, Ф.Т.Михайлова и других, становление личности представляет собой овладение бытовой, физической, теоретической, эстетической, этической культурой человечества. Пытаясь как можно отчётливее передать ту же мысль, А.В.Апраушев в своих многочисленных работах по тифлосурдопедагогике (то есть по воспитанию и обучению слепоглухих детей) рассуждает об ориентировке слепоглухого ребёнка в очеловеченном пространстве/времени. Этот термин у А.В.Апраушева идёт от Э.В.Ильенкова, который говорит о "реально антропоморфизированной", то есть "очеловеченной", преобразованной человечеством, природе. Мне кажется, что термин "антропоморфизация" ("очеловечивание") хотя и стопроцентно приемлем, но всё же узковат. Всё богатство культурных явлений им вряд ли исчерпывается. Сказать, например, что любой национальный язык (русский, английский...) представляет собой очеловеченные звуки - это значит сказать слишком мало, очень уж общее место. А математические, кибернетические символы? А системы художественных образов? Тут такое многократное, многослойное "очеловечивание" и "переочеловечивание", что одной констатацией факта "очеловечивания" вряд ли можно обойтись. Да и сам Э.В.Ильенков применял этот термин к более/менее узкому кругу культурных явлений. В более широком и общем значении Э.В.Ильенков использовал термин "идеальное", полностью включающий в себя и аспект "очеловечивания" как процесса "материализации", воплощения в том или ином материале идеи, замысла преобразования. Или, что то же самое, как процесса "идеализации" материала. Но материалом могут служить и различные виды энергии, и бесчисленные вещества, в том числе созданные человеческим трудом, - значит, уже "идеализированные", подвергающиеся дальнейшей "идеализации". Например, природный материал - лён или хлопок; в результате одной "идеализации" (обработки в соответствии с идеей преобразования) получают пряжу, в результате другой - ткань, в результате третьей - одежду. То же самое с деревом, с рудой различных металлов. В теоретическом, художественном и научном творчестве "материалом" служат собственные и чужие (взятые из книг, например) мысли и образы. Идеальное противоположно не материи, а материальному, то есть материалу, предмету преобразования. ............ |