А.С. Мартынов, М.В. Мирутенко
Независимое экологическое рейтинговое агентство – АНО «НЭРА»
Многие российские компании вкладывают большие средства в модернизацию производства, строят новейшие очистные сооружения, финансируют множество социальных и экологических программ. Однако несмотря порой на серьезные расходы на рекламу все это воспринимается общественностью как попытка завуалировать какие-нибудь «грехи». Но компании тем не менее не оставляют надежд сделать свою экологическую активность заметной. Норильский горно-металлургический комбинат, например, пошел на открытие информации о своем воздействии на окружающую среду, в т.ч. для разработки экологического рейтинга. Независимая оценка «Норильского никеля» подтвердила, что компания действительно достигла серьезных результатов в снижении воздействия на природу. Об этом, в частности, говорит 11 место в рейтинге 75-ти крупнейших компаний по темпам сокращения экологических издержек с 2000 года. Кроме определенных успехов в промышленной экологии у норильчан есть и редкий повод дополнительной гордости: именно Норникель поддерживает программу по сохранению редкого гуся - пискульки и деятельность Путоранского биосферного заповедника. Но известно ли это широкой общественности?
То, что раскрутке своей экологической активности на благо собственного производства практически не уделяется внимания – это норма для российских производителей. Считается, что достаточно провозгласить лозунг «Чистая сталь – липецкая сталь», и все бросятся покупать только ее. Увы, пока ее покупают, наверное, в первую очередь потому, что выбор невелик. Очень возможно, что вскоре рекламный штамп, даже имеющий под собой веские основания, без подтверждения фактическими данными работать перестанет.
Но все-таки значение экологической открытости в крупных российских компаниях понимают все более четко. Не случайно в некоторых компаниях, не пошедших на предоставление информации для расчета экологических рейтингов и оставшихся из-за этого в информационной тени (хоть и на приличном месте по рейтингу) руководство PR-службы устроило служащим разгон за непонимание «момента».
Большой интерес к месту в экологическом рейтинге предприятий, представляющих гордость и силу регионов, проявляет руководство регионов. В частности, Западно-Сибирскому металлургическому комбинату, который расположен в Кемеровской области, за обидно низкое место в экологическом рейтинге пришлось оправдываться перед губернатором Аманом Тулеевым, который известен своим вниманием к социальным проблемам региона.
Использование природных архетипов как образов гармонии довольно часто встречается в рекламе продукции, особенно, если требуется подчеркнуть ее качество. Множество небольших компаний строит продвижение своей продукции на рынок (особенно на западный) на подчеркивании эклологичности продукции: это и экологически чистые продукты, и косметика, и лекарственные травы и вода и пр. Держатели знака «Экологически чистый продукт» прорабатывают возможность дополнения этого знака маркировкой места происхождения товара «Экологически чистый район».
Но, несмотря на явные тенденции, экологическая составляющая очевидным образом недоиспользуется, а иногда даже игнорируется. ............