Часть полного текста документа: Очерк развитие познания природы до начала ХХ века Развитие донаучного познания природы Как мы уже отмечали, наука - это определенная историческая форма познания. Принято считать, что познание природы становится научным в ХVI-ХVII веках, в эпоху Великой научной революции, начало которой было положено созданием гелиоцентрической системы мира. Результатами этой революции явились: возникновение научного эксперимента, осознание закономерностей связи теории и опыта, создание первых естественнонаучных теорий, прежде всего, классической механики, внедрение идеи математизации естествознания, институционализация научной деятельности и др. Генезис научного естествознания связывают с именами Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, усилиями которых удалось заложить фундамент научного способа познания природы. Но накопление донаучных рациональных знаний о природе началось намного раньше - еще в первобытную эпоху. Как познавали люди окружающий мир в древности и в средневековье? 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания Для того, чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть то обстоятельство, что духовный мир первобытного человека, первобытное сознание было двухслойным. Иначе говоря, в первобытном сознании (т.е. в сознании человека эпохи первобытной родовой общины) могут быть выделены два качественно различающихся уровня: 1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания; 2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой "дотеоретической" формы систематизации обыденного, повседневного знания. Первобытное обыденное, повседневное сознание было достаточно емким по содержанию. Оно включало очень много конкретных знаний о той среде, в которой человек жил, боролся за свое существование, совершенствовал (хотя и медленно) орудия труда. Первобытный человек поразительно тонко знает окружающую его местность. Приморские народы, как правило, смелые мореплаватели, прекрасно знают морские течения и направления ветров, расположение островов и архипелагов, великолепно ориентируются по звездному небу, находя свой путь в океане. Люди, жившие в тайге, отлично знают ее законы, природу, повадки животных; могут уходить на промысел зверя в тайгу на долгое время, безошибочно ориентироваться в ней и т.д. В практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания не только о географической местности, в которой он проживал, но и о животных, растениях, о самом себе. Хорошо ориентируется первобытный человек и в свойствах растений, особенно лечебных и токсических. Вековой опыт народов приводил к накоплению достаточно точных и обширных знаний о лекарственных свойствах растений. Американские индейцы хорошо знали, например, жаропонижающие, наркотические, психотропные средства, анестетики. Аборигены Австралии хорошо знали и употребляли в пищу свыше 200 видов растений, 40% из которых использовалось еще и в лечебных целях. Первобытный человек не только накапливает знания о флоре и фауне, но и начинает их классифицировать. Зарождаются первобытные классификации животных и растений. ............ |