Часть полного текста документа: Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова по антропологии на тему: "Одержимость, её место в истории" Выполнила: студентка I-го курса психологии Скрыпникова Олеся Проверил: Сагайдак Александр Николаевич г. Одесса - 2004г. Очевидно, нет народа, которому неведомо бы было это понятие - одержимость. Само слово это - одержимый, бесноватый заключает в себе тайный ужас перед неведомой силой, вселившейся в человека и подчинившей его себе. Бред превращения в животных, зоонтропия, например бред превращения в волка (ликантропия), собаку (кинатропия) и т. д., представлял в прежнее время очень частую форму бреда. Необходимо заметить, что практически у всех народов Европы существуют легенды о людях, страдающих волчьим помешательством. Все эти легенды, по сообщению А.С.Кузовкина, Н.Н.Непомнящего (1992), имеют странную деталь: человек может быть оборотнем только определенный срок, обычно 7 либо 10 лет. Существовало общеиндоевропейское поверье о том, что человек, совершивший тягостное преступление, становится волком-изгоем В ряде индоевропейских традиций (в частности, хеттской культуре) превращение юноши в волка связывалось с умыканием брачной партнерши или невесты (Мифы..., 1991). В более широком смысле сюжет всех встречающихся в мировом фольклоре мифов о тотемном (или тотемной) супруге предполагает разрыв брачных отношений, по крайней мере временно. У народа коми подобная сущность, поселившаяся в человеке, называется шева. Когда шева начинает говорить устами своей жертвы, меняется голос человека, лексика, интонации, иногда - пол. В одном из таких случаев шева, вселившийся в женщину и называвший себя Иваном, требовал, чтобы она поила его вином, купила рубаху и сапоги, и принимался сквернословить и буйствовать. При этом у одержимой неведомо откуда появлялась такая сила, что невзрачную женщину не могли удержать несколько сильных мужчин. Бред одержимости можно описать следующим образом: в больного вселилось животное, насекомое, мифологическое или выдуманное самим больным живое существо, которое постоянно (реже - периодически) пребывает в организме и заставляет совершать движения, поступки, вопреки желанию больного, руководит его мыслями и чувствами. В средние века всюду была распространена вера в вампиров, и можно сказать, что в Венгрии и в Сербии были целые эпидемии вампиризма. Вампирами называли умерших людей, которые выходили из могил, душили или кусали живых людей и пили их кровь. Когда разрывали могилу вампира, то находили труп без всяких признаков разложения: кожа была румяная и мягкая, иногда под ней образовывались жировые ткани, члены были гибки, ногти и волосы отросли со времени погребения, и кровь, видимо, наполняла жилы или даже просачивалась через поры. Чтобы окончательно убить вампира, ему обыкновенно вгоняли кол в грудь или отрубали голову, причем из жил выливалась свежая кровь, или, наконец, сжигали его труп. Дон Кальме приводит много случаев вампиризма, причем иногда разрытие могилы производилось властями, и нахождение в ней как бы живого покойника было засвидетельствовано официальным образом. Ликантропия - это психическое состояние, при котором человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. ............ |