Часть полного текста документа:Один из творцов российского торгово-промышленного мира. Шиловский М. В. "Мне 62 года, я родился в Тифлисе в 1849 г." Так начал в 1912 г. свои "Воспоминания" граф Сергей Юльевич Витте. До сих пор три тома его мемуаров по праву считаются одним из ценнейших источников по истории России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. Самого же автора вспоминают сейчас не так уж часто. Практически незамеченным остался его 150-летний юбилей, в том числе и у нас в Сибири, хотя будучи министром путей сообщения, а затем финансов, он был непосредственно причастен к возникновению Новониколаевска-Новосибирска. Дело в том, что изыскательская партия В. И. Роецкого в 1890 г. выбрала кривощековский вариант строительства моста через Обь. Жители Томска и Колывани, прежде всего купечество, пытались отстоять варианты проведения железной дороги через свои города. Более настойчивыми оказались колыванцы. В 1891 г. они подали прошение наследнику престола Николаю, путешествовавшему по Сибири, тогда же в МПС поступило ходатайство от городского общественного управления, поддержанное и.д. томского губернатора Шапошниковым, а в 1892 г. за свой счет снарядили экспедицию техников А. А. Серебренникова и А. А. Кривцова для исследования трассы через Колывань. На заседаниях Комитета Министров 28 апреля и 5 мая 1892 г. С. Ю. Витте убедил министров и Александра 111 в целесообразности кривощековского варианта (длина магистрали сокращалась на 86 верст и она пройдет вблизи хлебородной и горнопромышленной части Томской губернии). Тем самым Колывань и Томск оказались в стороне от Транссиба. Правда свою "вину" перед столицей губернии он частично искупил на посту министра финансов добившись открытия в 1900 г. в городе Технологического института, одного из трех принципиально новых вузов по подготовке инженеров, созданных по его инициативе в России. Впечатляет перечень заслуг графа перед Отечеством. И тем не менее, в отличие от его не совсем удачного преемника П. А. Столыпина, Сергея Юльевича мало кто вспоминает сейчас, когда казалось бы его концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночной экономики должны быть изучены и востребованы. Может быть виной этому "нерусская" фамилия государственного деятеля, потомка выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще в ХУ11 в. и получивших российское дворянство в середине Х1Х-го. Но его мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою родословную от рюриковичей, т.е. старинного княжеского рода Долгоруких, а дед А. М. Фадеев одно время был саратовским губернатором. Возможно на имидж нашего героя повлияли методы достижения целей: лесть, интриги, подкуп, сплетни, слухи и т.д. Так, играя на неприязни своего шефа И. А. Вышнеградского к министру путей сообщения А. Я. Гюбеннету, он добился отстранения министра и занял его место, предваритель но скомпрометировав в глазах царя потенциального претендента на этот пост А. А. Вендриха. Но подобные способы карьерного рывка широко распространены и сейчас в бюрократической среде. В какой-то степени на авторитет министра влияла семейная жизнь. Витте был женат дважды и оба раза к ужасу тогдашних блюстителей нравов - на разведенных, прилагая в каждом случае немало усилий, чтобы развести своих будущих жен с мужьями. Например, за второй брак на М. И. Лисаневич ему пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к шантажу. ............ |