Часть полного текста документа:Одоевский Владимир Федорович Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 г. в Орде и причтенного к лику святых. Свое общее образование Одоевский получил в благородном пансионе при Московском университете и по окончании курса сотрудничал в "Вестнике Европы". Сблизившись с А.С.Грибоедовым и В.К.Кюхельбекером, он в 1824 - 25 гг. издавал альманах "Мнемозина". В 1826 г. поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и в течение нескольких лет редактировал "Журнал Министерства Внутренних Дел". В 1846 г. был назначен помощником Директора Императорской Публичной Библиотеки и Директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву Одоевский был назначен сенатором московских департаментов сената, заняв должность первоприсутствующего 8 департамента. Одоевский был человеком самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, он чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды ("ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни"- писал он в свои преклонные годы, - "были всегда моими врагами и моими мучителями: всегда я преследовал их, и всюду они меня преследовали".) составляет исключительную черту всех его произведений. Одоевский является не только как интересный повествователь сказочник, но и как научный мыслитель и исследователь нравственно-философских, экономических и естественных учений. Среди многочисленных произведений Одоевского главное место занимают его "Русские ночи" - философская беседа между несколькими молодыми людьми, куда для иллюстрации выводимых автором положений вплетены рассказы и повести, из которых особенно выделяются два : "Бригадир" и "Себастьян Бах". В последнем автор, излагая в изящной простоте биографию Баха, высказал, между прочим, свою восторженную любовь к музыке, как к "величайшему из искусств", изучению теории и истории которой он посвятил значительную часть своей жизни. Из других повестей и рассказов, не вошедших в "Русские ночи", отличается большая полуфантастическая, полуисторическая повесть "Саламандра", написанная автором под влиянием изучения истории алхимии и исследований Я.К.Грота о финских легендах и поверьях, и серию полных злой иронии рассказов из своей жизни: "Новый год", "Княжна Мими", "Княжна Зизи" и др., сатирические сказки: "О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", "О господине Коваколе" и др., а также серия нравоучительных детских сказок: "Душа женщины", "Игоша", "Необойденный дом" и др. Большая часть этих сказок была издана отдельной книгой под названием "Сказки дедушки Иринея". Литературная деятельность Одоевского была также посвящена заботе о просвещении народа, и он долгое время состоял редактором "Сельского обозрения", издающегося Министерством внутренних дел; вместе с другом своим А.П.Заблоцким-Десятовским Одоевский выпустил в свет книжки "Сельского чтения" в 20000 экземпляров под заглавием "Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля", "Что такое чертеж земли и на что это пригодно" и др. ............ |