РЕФЕРАТ
по дисциплине «Риторика»
по теме: «Официальный стиль речи»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности устной официально-деловой речи
2. Письменный официальный стиль речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) – деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения и принципах делового общения.
Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. При деловом общении используется официальный (устный или письменный) стиль речи.
1. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:
· устное – письменное (с точки зрения формы речи);
· диалогическое – монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
· межличностное – публичное (с точки зрения количества участников);
· непосредственное – опосредованное (с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата);
· контактное – дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности официально-деловой речи. Существуют следующие виды деловой беседы:
· Деловая беседа по телефону.
· Деловое совещание.
· Пресс-конференция.
· Деловая дискуссия.
· Публичная речь.
Официально-деловая беседа состоит из пяти фаз:
· начало беседы;
· передача информации;
· аргументирование;
· опровержение доводов собеседника;
· принятие решений.
Исследователями выделены факторы, позволяющие официально-деловой беседе пройти успешно:
· профессиональные знания дают возможность для реализации высокой объективности, достоверности и глубины изложения информации, а также для владения ситуацией;
· ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;
· наглядность – максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей – снижает абстрактность изложения информации;
· постоянная направленность – следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника;
· ритм – повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;
· повторение – повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию;
· элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов;
· «насыщенность» рассуждений – необходимо следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;
· рамки передачи информации – французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все»;
· юмор и ирония – в определенной дозе и ситуативно уместны, они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы. ............