Часть полного текста документа:ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО После завершения трехсотлетней эпохи гонений на христиан в истории античного мира наступил период, когда ни одна религия в государстве не была признана господствующей. Эдиктом 313 г. всем предостав лялась полная свобода вероисповедания. Однако, как отмечает В.В. Болотов, при императоре Грациане (375-383 гг.) начинается постепенное ограничение и подавление язычества. Историю разгоревшейся борьбы христианства против публичных игр можно проследить по Кодексу Феодосия, который представляет собой свод императорских законов, опубликованных со времени Константина Великого. Этот документ составлен специальной комиссией юристов в 438 г., в царствование Феодосия II. Согласно этому документу начало борьбе с языческими традициями положено императором Константом эдиктом 341 г., в котором приказывается "запретить безумие жертвопри ношений" [Cod Theod. XVI, 10, 2]. Очень интересен эдикт, принятый в следующем году, в котором сказано: "Хотя суеверия должны быть совершенно прекращены, тем не менее мы желаем, чтобы храмам, находящимся вне города, не было причинено никакого вреда; так как многие из них дали начало играм цирка и другим зрелищам, не подобает уничтожать здания, откуда римский народ получил развлечения при своих старинных празднествах [Theod. XVI, 10, 3]. Таким образом, можно заметить, что, начиная борьбу с язычеством, императоры относились к традиции общественных игр с великой осторожностью, учитывая страсть народа к зрелищам в Риме и устойчивость традиций агона в Греции. Так, император Грациан своим эдиктом разрешает в Африке состязания атлетов и объявляет, что "не следовало ограничивать общественных забав, но наоборот, надо побуждать народ выражать свою радость, так как он счастлив" [Cod Theod. XVI, 10, 3]. Запрещая одно из празднеств, император Аркадий заявляет, что "он не враг зрелищ и что, отменяя их, он не желает повергнуть государство в уныние" [Cod Theod. XV, 6, 2]. Крайней радикальностью в отношении христианских обрядов отличается эдикт Констанция (353г.), он повелевает закрыть храмы во всей империи и запретить в них доступ кому бы то ни было. Запрещались и жертвы богам: "Если кто-нибудь позволит себе не исполнить наших повелений, пусть будет он поражен мстительным мечом, пусть имущество его поступит в фиск, подобная же кара назначается правителям провинций, которые пренебрегли наказанием виновных" [Cod Theod. XVI, 10, 4]. Однако, судя по другому эдикту, принятому в этом же году, этот эдикт был преждевременным и языческие обычаи были еще широко распространены. Поэтому новый эдикт запрещает не все жертвоприношения, а только те, которые совершаются ночью" [Cod Theod. XVI, 10, 5]. В 356 г. в законе, подписанном Констанцием и цезарем Юлианом, сказано: "Мы желаем, чтобы сознавшихся в принесении жертв и служении идолам наказывали смертной казнью" [Cod Theod. XVI, 10, 6]. Исследователи отмечают, что Констанций, ставший в 353 г. единственным правителем империи, активно вмешивался в деятельность церкви, но преследование языческих культов в период правления этого императора не отмечалось жестокостью. Императоры, начиная с Константина, ставшие христианами, в своей борьбе против язычества не были достаточно последовательными, назначая самые строгие наказания за отправление языческих культов, они не всегда и не везде приводили их в исполнение. ............ |