Часть полного текста документа:Ольга Наталья Пушкарева Ольга (христианское имя - Елена) (ок. 920-969) - великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945-969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей. По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой. После убийства древлянами мужа в 945 уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала ("повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини"). В 946 по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тыс. его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал. В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других. В 945 осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается ("всхыщая и грабяху"), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани ("полюдья") - "уроки" (или "оброки"), периодичность сбора ("уставы") и места, куда следовало привозить "полюдье" ("погосты"). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор ("тиун"). По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории. Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией. В 954 с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 - вторую - когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородный был заинтересован в союзе с Русью и просил у нее "воев" (воинов) "в помощь". Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора. Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице. Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. ............ |