Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме
1.1 Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»
1.2 Буддийские представления о бытии как взаимодействии элементов
Глава 2. Особенности понимания буддизма в работах отечественных ученых
2.1 Анализ буддизма в трудах Ф.И. Щербатского
2.2 Анализ буддизма в трудах учеников и последователей Ф.И. Щербатского
2.3 Буддизм как онтоэтическое учение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы
Восток… Он всегда привлекал, манил к себе неразгаданностью, таинственностью, самобытностью.
Чаще всего Восток изучается с точки зрения взаимодействия с Западной культурой. Проблема существования антагонистической пары Восток-Запад, их различия и сходства, притяжения и отталкивания, их культурного взаимодействия приобретает особую остроту и актуальность в последнее время, время военного и политического противостояния.
Увлечение Запада Востоком началось очень давно – с древних торговых связей, кажущихся уже вечными. По мнению многих исследователей именно крестовые походы положили начало превращению европейского рыцарства из шайки кровожадных псов в изысканнейшую часть общества. До этого отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки. .
Затем Восток обрел статус географической и культурной реальности. Он стал более близким, но все еще чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам приобрел характер модного увлечения. Тончайшие фарфор и ткани, сказочные ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады — Запад как большой ребенок играл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший негу и роскошь. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцентричности мира.
Таким образом, культура Востока постепенно проникает в жизнь Запада: в его быт, в его искусство, и конечно же в его образ жизни. Европа перестает осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращается весь остальной мир.
Выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что «ключ к восточной душе» - буддизм, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Действительно, возможно ли строить взаимоотношения с каким-либо народом, будучи незнакомым, с его традициями, мировоззрениями, философией? А стремление к налаживанию международных отношений – залог успеха внешней политики любого государства.
Культура, искусство Востока неразрывно связано с философией, народов, населяющих его. А мировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителями которой они являются. Со временем самой распространенной из них становится буддизм.
Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.
Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета»[1]. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. ............