Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования взрослых, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. К числу последних относятся:
• всесторонняя модернизация общества в интенсивно изменяющихся социокультурных условиях и как следствие - необходимость подготовки человека к новому качеству жизни;
• переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, подготовка и реализация международных образовательных проектов;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования ноосферного и планетарного стиля мышления у российского гражданина;
• рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, непрерывное, опережающее развитие образования молодежи и взрослого населения.
Новые цивилизационные вызовы закономерно приводят многие страны к "образовательному буму", к волне глубоких реформ систем образования. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования.
Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций. Отечественная система образования взрослых призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг. Особое значение в этом отношении имеют развитие плодотворного сотрудничества с мировым образовательным сообществом, образовательная поддержка соотечественников за рубежом. В условиях России необходимость перемен в сфере образования взрослых связана также с рядом внутренних важнейших социально-экономических и социокультурных факторов.
По данным социологических исследований, в России в процессе сложных политических и экономических трансформаций в последние десятилетия у значительной части взрослого населения потеряно ощущение стабильности и надломлена вера в собственные силы и возможности, обеспечивающие успешность жизнедеятельности, а также снижено чувство собственного достоинства, деструктивно смещены смыслы и ценностные ориентации. Поэтому в настоящее время актуальными и значимыми являются проблемы осмысления сущности развития взрослого человека в образовательном пространстве России, а также поиска путей повышения духовно-творческого потенциала российского общества и выявления социокультурных условий, способствующих позитивному развитию современного человека и общества.
Образовательное, научное и культурное достояние России дает видимые преимущества для создания конкурентоспособной экономики, основанной на интеллекте, новых знаниях и наукоемких технологиях; такого экономического развития страны, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, проекты, изобретения и способность человека в опережающем режиме внедрять их в повседневную жизнь.
В настоящее время наблюдается несоответствие содержания образования взрослых характеру требований современного социума, а также несоответствие психологической и профессиональной готовности специалистов к этим изменениям. ............