Часть полного текста документа:Онтопсихология: наука о субъективности Написать введение в науку совершенно новую непросто, особенно учитывая, что опыт познания неизведанного на основе ужеизвестного сформирован многовековыми культурными традициями нашей цивилизации. Примером такого подхода к познанию может служить человек со своей уникальной феноменологией, представляющий собой единственнуювысшую форму существования на Земле. Онтопсихологическая наука порождена опытом человека, уже превзошедшего все существующие возможности познания. Я хотел бы отметить наиболее важные этапы развития человеческой мысли, используя философию как синтез всего созданногочеловеческим разумом. В сущности, историческое развитие человечества можно охарактеризоватьтремя моментами. От Протагора, назвавшего человека "мерой всех вещей", подвергшего сомнению всякую ясность и утверждавшего субъективнуюобусловленность знания, мы приходим к Св. Августину, который завершает философское направление, получившее название"платоновско-плотиновского". Св. Августин, оспаривая манихейский тезис об изначальной "нечистоте" человека, утверждает, что человек обладаетчистотой, которая достигается только благодаря проникновению в него "сверхъестественного", то есть Бога, открывающегося во Христе. Св.Августин говорит: "Dubito ergo sum" (сомневаюсь, следовательно существую). То есть, если я страдаю, мучаюсь над решением многочисленныхпроблем, сомневаюсь во всем, значит, я бесспорно существую, "я есмь". Даже мои ошибки говорят об очевидности того, что я существую. Эта мысль нередко повторялась в дальнейшем и, будучи более-менее осмысленной, оставалась важным жизненным ориентиром.Культуру раннего средневековья осветила греческая мысль, заново открытая арабами Авиценной и особенно Аве-роэсом, которую затем развивал Фома Аквинскийи все философские течения вплоть до конца XIV в. Далее последовали некоторые учения Бэкона, и, наконец, после бурь и потрясений эпохи Возрождения игуманизма расцвела философия Карте -зия (Декарта), положившая начало критической мысли и попытавшаяся создать на этой основе методологию познания. Может ли знание основываться на совершенно непреложной истине? Обратившись к философским исследованиям логико-методическихприемов, свойственных математике, Картезий формулирует в афоризме "cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) основной принципнепреложности, на котором можно построить все последующее познание. Этот афоризм несколько отличается от высказывания св. Августина, но суть остается той же: человека всегда определяет действие,которое утверждает его собственное существование. Этот эмпиризм дает начало картезианской "критической системе познания": любая наука зарождается благодарянепрерывной мыслительной деятельности человека, направленной на поиск новых путей развития, ясных и очевидных идей, каким-то образом очевидных в самих себеи "различимых" в том смысле, насколько они действительно отличаются от любого предыдущего высказывания. Стремление выявить абсолютный критерий любого познания, воспринимаемого на более или менее сознательном уровне на протяжениивсей истории человеческой культуры, показывает, насколько важно в любом исследовании найти абсолютную истину для человека, дать определенное решениепроблемы типизации человека согласно феноменологии его Бытия. Все великие мыслители рано или поздно задумывались над проблемой проблем: "Почему я существую? И почему я ощущаю своесуществование как страдание, как утрату того, чего даже не могу определить? Что я должен искать?". На самом деле проблемы и задачи каждой отдельной научной дисциплины требуют обосновать смысл Бытия и, таким образом, достичьцели, вдохновляющей и непрестанно побуждающей к действию человеческий род. Из сказанного ранее становится понятен мотив"кризиса", с которым рано или поздно сталкивается любая наука икоторый препятствует созданию собственно "научности" на основе абсолютно непреложного критерия. А теперь я сосредоточусь только на психологии и социологии. ............ |