ВВЕДЕНИЕ Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. В дальнейшем я раскрою значения этих понятий.
Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, как, по моему мнению, подотрасли гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.
Актуальность темы настоящей курсовой работы состоит в том, что в современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. По состоянию на 2009 год число детей-сирот, оставшихся без попечения родителей 670 469. В условиях институционализации – 151 771 (23%). Под опекой – 379 408 (посторонними 53 437 – 14%). В приемной семье 55 326, на усыновлении 142 797 (иностранное – 42 596 – 30%), другие формы – 5363 (число семей 3165)
На сегодняшний день из более чем 40 миллионов детей, живущих в России, почти 50% находятся в зоне социального риска! И если не предпринимать усилий на государственном уровне, то большая часть этих детей в скором времени пополнит ряды социальных сирот.
Основные задачи моей курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.
1. ПОНЯТИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, их разграничение
Что же такое опека и попечительство? Этот правовой институт связан и с семейным, и с гражданским законодательством. ............