План-конспект урока Истории
Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века
Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века.
Обучающая задача:
повторить, закрепить и обобщить материал по теме “Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”.
Развивающая задача:
развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи.
Воспитательная задача:
воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории.
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции.
Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод.
Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократические процессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Имена диссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Повторение и закрепление изученного материала.
Игра “Цепочка ассоциаций”.
Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.
Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.
IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.).
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.
Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество в целом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим?
Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.
Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движение против “советского Левиафана” — поражение или победа?”.
В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг... На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.
Пресс-конференция объявляется открытой!
III. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Игра “Цепочка ассоциаций”.
Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.
Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.
Игра:
Ассоциация № 1
Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майже весна...” группы “Океан Эльзы”.
Ассоциация № 2
Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени:
“Сюрреализм – это то, что я чувствую;
реализм – это то, что я вижу;
соцреализм – это то, что я слышу”.
Ассоциация № 3
Внимание учеников обращается на плакат “Демократические процессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократического общества.
Ассоциация № 4
Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.
...Школьная линейка перед рождественскими праздниками. ............