1 Определение профессии
Профессиональная пригодность, наряду с национальностью, религией и семейным положением, является наиболее высокой характеристикой любого человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающиеся официальным видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрав себе профессию – значит, не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности и образ жизни.
Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая одинаковым видом профессиональной трудовой деятельности. [4, с. 56]
1.1 Факторы выбора профессии
К факторам выбора профессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [5, с.247]:
1. Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.)
2. Позиция товарищей, подруг. ( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.)
3. Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.)
4. Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.)
5. Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности).
6. Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.)
7. Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)
8. Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)
1.2 Основные требования подростков к своей будущей профессии
Профессия должна быть:
· престижной;
· хорошо оплачиваемой;
· интересной;
· с хорошими условиями труда;
· чтобы её легко было приобрести;
· соответствовать желанию родителей;
· востребована на рынке труда.
На первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация в стране, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом.
Следовательно, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства вообще на последнее место. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важных моментов, учитывая в процессе профессионального выбора.
1.3 Формула выбора профессии
Выбор профессии – это уравнение с несколькими неизвестными.
Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.
Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания.
МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность.
И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.
В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности человеку будет наиболее интересна. ............