Часть полного текста документа:ОГЛАВЛЕНИЕ I. Введение в ..............................................................2 II. Значение Оптиной пустыни.......................................3 III. История возникновения Оптиной пустыни..................4 IV. Основание скита в Оптиной пустыне..........................5 V. Братья Кириеевские................................................8 VI. Иван Васильевич Киреевский и его учение о душе........8 VII. Петр Васильевич Киреевский - праведник в миру........12 VIII. Оптина пустынь в жизни Н.Гоголя............................14 IX. Лев Николаевич Толстой и Оптина пустынь...............24 X. Оптина пустынь в жизни Ф.М.Достоевского...............27 XI. Заключение ...........................................................28 ВВЕДЕНИЕ "Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыни..." Гоголь. Письма Исчезнет без следа твоя печаль, И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль, Страны живых, страны обетованья... Преп. Варсонофий Оптинский истории. Монастырь не был знаменит Оптина Пустынь - это значительно больше, чем памятник архитектуры, культуры, ни мощами святых угодников, ни чудотворными иконами, ни архитектурными красотами, ни историческими подвигами. Но несмотря на то, что перед октябрьским переворотом 1917 года в Российской империи было более 1000 монастырей, именно сюда, в Оптину Пустынь, стремилось огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования со всей России. Она влекла своей высокой духовностью и умным деланием своих старцев. Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой XIX-начала XX веков. Сюда к старцам приезжали многие представители русской культуры, искавшие в Оптиной исцеления и укрепления: братья Киреевские, А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С.А. Нилус, В.В. Розанов. Посещали обитель П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, граф А.П. Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился и даже носил вериги), Великий Князь Константин Константинович Романов (президент Императорской Академии Наук, религиозный философ, поэт), преподобномученица Великая Княгиня Елизавета. Граф Л.Н. Толстой за несколько дней до кончины опять пришел в Оптину и бродил вокруг скита, но так и не осмелился в него войти. Преп. Амвросий Оптинский называл великого писателя "воплощением гордыни". ЗНАЧЕНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России. Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они - эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое - как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее. Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величеквского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. ............ |