Часть полного текста документа:Опыт осмысления развития родовых отношений (на примере кумандинцев) Немцев М.Ю., Кузнецова А.С. Изучение родовых отношений всегда было традиционной темой социально-антропологических и этнологических исследований. Поэтому в настоящее время накоплен большой материал исследований формирования, развития, а так же исчезновения родовых отношений у разных народов мира. Родовые отношения существовали во всех человеческих обществах и до настоящего времени остатки родовых отношений проявляются в демографическом поведении, в формировании малых групп и т.д. Однако, что такое "род"? Традиционное определение - это родственная экзогамная группа, связанная особыми отношениями солидарности, родовыми ритуалами и нормами поведения. Для нас важно то, что род является духовной целостностью и, поэтому для человека традиционного общества родовые отношения являются предпосылкой осмысления социальных отношений. Существование "родового" оказывается основой для построения социальных и мировоззренческих концепций. Род (или "родовое") - это категория с помощью, которой человек традиционного общества понимает и объясняет мир и свое место в нем. Поэтому представляется необходимым понять, что значит принадлежать к какому-либо роду и в этом качестве воспринимать мир и вступать в отношения с другими людьми. Не менее важно то, что такие социо-культурные проекты возрождения малочисленных народов часто предполагают активизацию внимания к проблемам родства, попытку реконструирования родовых связей. Мы используем при рассуждениях о культурном и мировоззренческом значении рода тексты, полученные при этнографических исследованиях на Алтае (экспедиция МБОО "Сибирский экологический центр", 2003 г.) и особенно рукопись книги М. В. Кастаракова "Белые кони духов" (готовится к изданию), которая представляет собой довольно редкий образец осмысления особенностей мировоззрения малочисленного этноса не профессиональным этнографом, а самим представителем данного этноса. Автор описывает традиции своего народа и пытается объяснить их мировоззренческое значение и смыслы. Мы считаем, что именно родовые отношения становились концептуальной основой для построения космологии, теологии и мифологических систем. Поскольку родовые связи были чем-то, что всегда предшествовало любому осмыслению отношений между людьми, как его необходимая предпосылка, то естественно, что любые другие связи понимались на основе и по аналогии с родовыми. Т.е. человек видел в мире родовые отношения, а любые другие социальные связи выстраивались на основе правил данных человеку, как члену родовой группы. Можно увидеть в родовых отношениях наиболее чистую и первичную форму мышления родства, где оппозиция "родной-неродной" в снятом виде становится оппозицией "свой-чужой" или Я - Другой. Фундаментальное значение этой оппозиции было показано в структуралистской этнографии (К. Леви-Стросс и др.). Родовые отношения отграничивают группу родственников от всех других людей. Это проявляется, во-первых, в том, что у них есть самосознание, групповые ритуалы, своя сакральная география. Северные алтайцы в этом смысле очень показательны, поскольку до русской колонизации у них не было ни государственных, ни раннегосударственных структур. ............ |