Часть полного текста документа:Опытническая работа школьников по экологии М. З.Федорова, О. В.Устюкова Преподавание экологии в школах сопряжено со значительными трудностями, которые определяются рядом факторов, таких, как отсутствие единого подхода к рассмотрению многих направлений этой комплексной науки, неразработанность ряда положений, недостаточное количество и качество учебников и учебных пособий и др. Особые сложности связаны с проведением занятий по экологии человека. Здесь можно ограничиться проведением лишь небольшого количества исследований по изучению влияния на функциональное состояние организма некоторых естественных и антропогенных факторов среды (например, биоритмологическая организация функций, изменение умственной работоспособности и продуктивности интеллектуальной деятельности в условиях шума и т.п.) и некоторыми работами гигиенической направленности. К числу последних относится изучение загрязнения окружающей среды для здоровья человека и других живых существ химическими веществами. Предлагается два направления исследовательской работы школьников: 1) изучение содержания нитратов в сельскохозяйственных продуктах и питьевой воде; 2) контроль за выпадением кислотных дождей. Участниками исследования могут быть несколько учеников, работающих в разных районах (например, на своих дачных участках). Перед проведением исследований учащиеся должны получить теоретические знания об источниках загрязнения данными веществами, путях миграции и трансформации в экологических системах, познакомиться с санитарно-гигиенической и токсикологической характеристикой вещества, мерах профилактики и средствах защиты. Определение нитратов риванольным методом Основными источниками поступления нитратов в организм человека являются продукты растениеводства (80-85%) и питьевая вода. Токсическое действие нитратов обусловлено как их прямым влиянием (гипоксия тканей за счет угнетения ферментных систем, участвующих в тканевом дыхании), так и действием нитритов (гемическая гипоксия, обусловленная образованием метгемоглобина), образующихся в организме из нитратов под воздействием микрофлоры кишечника и тканевых ферментов. В свою очередь, нитриты взаимодействуют с аминами, образуя канцерогенные вещества - нитрозамины (один из факторов злокачественных опухолей). В недозревших овощах содержание нитратов всегда выше, чем в созревших. Метод нитратного контроля (предложен 1-м Московским медицинским институтом имени И. М. Сеченова) Для работы необходимо: риванол (можно приобрести в аптеках), 0,9% раствор хлорида натрия, соляная кислота (плотность 1,038-1,041), порошок цинка. I. Определение нитритов в воде. К 1 мл воды прибавляют 2 мл 0,9% раствора хлорида натрия. Затем 2 мл приготовленной таким образом воды смешивают с 1 мл риванольного реактива (таблетку растворяют при нагревании в 200 мл аптечной соляной кислоты). Если появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде недопустим. II. Определение нитратов в воде. К 1 мл воды добавляют 2,2 мл 0,9% раствора хлорида натрия. Затем отбирают 2 мл приготовленного раствора, добавляют 1 мл солянокислого раствора риванола и немного порошка цинка (на кончике ножа). ............ |