Введение Рассматривая законы организации, функционирование организации, адаптацию организации в условиях рынка, возникает вопрос, почему одна организация быстро реагирует на окружающую обстановку и изменения, добивается эффективного функционирования, а другая нет. Дело в том, что эти организации имеют разную культуру.
Целью работы является рассмотрение культуры в теории и на конкретных примерах. В реферате рассмотрены различные понятия культуры, отражающие её сущность, показана взаимосвязь цивилизации и культуры как её продукта, перечислены основные типы и виды культуры и их характеристика.
Особое внимание уделено организационной (корпоративной) культуре как особому виду общей культуры, её типологии.
На конкретных примерах рассмотрена организационная культура как культура организации, что подчёркивает значение культуры в функционировании организации.
Теоретические аспекты вопроса разделены на несколько блоков:
– понятие, сущность культуры;
– типология, виды культуры;
– организационная культура.
Понятие и сущность культуры Культура – это совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица и совокупность носителей, которые раскрывают эти значения.
Культура от лат. «cultura» – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.
Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Культура рассматривается как:
– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
– качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);
– особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта; художественная, экологическая, политическая культура).
Культура выступает как механизм передачи социального опыта. Охватывая все стороны человеческого бытия, она предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств, потребностей, универсальности. В этом смысле культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке.
Культура является продуктом человеческой цивилизации (У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.), т.к.:
культура – объективно-субъективные явления. ............