Организационно-правовые формы фирм в России
Предпринимательство – особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма. Фирма – это:
· производственно – технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,
· коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.
На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.
В собственности фирм находится основная часть национального богатства – средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.
На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.
Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.
Предприятие – это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.
Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это – юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес – деятельности.
Фирма самостоятельно:
· выбирает партнеров по хозяйственным связям,
· несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
· определяет ассортимент и объемы производства;
· осуществляет ценовую политику,
· ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;
· осуществляет распределение прибылей и доходов.
В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения – это связи между различными, «автономными» капиталами, то есть связи между фирмами.
Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением. Выделяют следующие организационно-правовые формы предприятий (фирм):
1. Хозяйственные товарищества
2. Хозяйственные общества
3. Производственные кооперативы
4. Унитарные предприятия
Хозяйственными товариществами считаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников складочным капиталом. Участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. ............