Организация аудита
Правовые основы аудиторской деятельности Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь создается в расчете на три уровня. Верхним уровнем является Закон РБ об аудиторской деятельности (№ 164-3 от 18 декабря 2002 г.). Это основной законодательный акт прямого действия. Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми организациями финансово-хозяйственной деятельности и, прежде, всего арбитражным судом.
Стандарты аудита, разрабатываемые в республике, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).
Часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки.
Перечень необходимых стандартов аудита определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров.
Третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Их основная цель заключается в том, чтобы помочь в реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности.
Документы третьего уровня, внутренние стандарты аудита, призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной фирме. Они могут включать следующие элементы:
· Определение целей соглашения — каждая проверка должна тщательно планироваться, чтобы обеспечить уверенность в квалифицированном ее проведении и предоставлении клиенту высококачественной услуги с достаточной коммерческой выгодой для фирмы;
· Обзор бизнеса — проверку следует начинать с изучения предпринимательской деятельности клиента. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и хозяйственном праве, имеющем отношение к клиенту и аудиту;
· Оценка возможного риска — на основе знаний клиента и ранжировании рисков определяют вероятность мошенничества и обычных ошибок и оценивают их существенность;
· Оценка системы внутреннего контроля — на предварительной стадии проверки устанавливают систему контроля за деятельностью организации со стороны руководства, а затем бухгалтерии и внутреннего аудита. Задача состоит в оценке информации, необходимой для разработки стратегии внешнего аудита;
· Определение стратегии аудиторской проверки — обобщаются частные оценки основных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры;
· Оценка эффективности системы контроля — дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля на завершающей стадии проверки. ............