ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ МЕДИАТОРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ РЕГИОНА
В качестве базового момента в управлении деятельностью предприятий сферы социально-бытового обслуживания населения выступает необходимость в организации постоянной системы наблюдения, оценки и прогноза экономической конъюнктуры и социально-политической обстановки, складывающейся на территории обслуживаемого сегмента рынка в условиях ожесточившейся конкуренции как внутри сферы услуг, так и в смежных с ней отраслях торговли. Сказанное выше означает потребность в организации мониторинга в рыночных условиях.
В отличие от подсистемы информационного обеспечения управления, действующей в рамках реализации региональных информационных технологий, организация мониторинга предприятий сферы бытовых услуг предусматривает решение конкретных ситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источников информации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечню показателей.
С учетом специфики предприятий сферы социально-бытового обслуживания населения информация, обеспечивающая цели мониторинга, должна отвечать следующим требованиям:
– быть понятной для менеджеров, осуществляющих деятельность в конкретной области, а, следовательно, иметь специфические только для нее термины и условные обозначения, облегчающие ее восприятие; быть уместной для конкретного периода времени, предшествующего принятию решения менеджером с учетом длительности цикла оказания услуги (от момента зарождения до ее ненадобности в конкретной ситуации, обусловленной комплексом причин, в том числе сезонного характера) в срок, обеспечивающий качество услуг (работ) и обслуживания;
– быть достоверной, надежной, не содержать ошибок, возникающих при ее сборе, обработке и группировке;
– быть достаточно полной, учитывать множество факторов, влияющих на принятие решений, что обеспечивает объективность последних;
– быть периодичной по тем показателям, которые носят для сферы сервиса сезонный характер;
– быть конфиденциальной по показателям и направлениям мониторинга, если получаемая информация заказана конкретным предприятием за дополнительную плату, в том числе с привлечением спецслужб и т.п., и поступление ее другим субъектам рынка может привести к убыткам и упущенной выгоде заказчика информации.
Как информационные материалы, необходимые для организации постоянного качественного обеспечения мониторинга состояния рынка услуг, сопутствующих и конкурирующих отраслей, для предприятий сферы бытовых услуг целесообразно, в зависимости от вида и размеров обслуживаемого сегмента рынка, рекомендовать к использованию следующие первичные и аналитические данные.
1. Динамика половозрастной структуры населения должна быть представлена данными о постоянном контингенте жителей, о миграционных потоках и о работниках предприятий (независимо от формы собственности), расположенных в территориальном сегменте предприятия по оказанию бытовых услуг. Такой оперативной информацией обладают, как правило, не статистические органы, а службы регистрации районных отделов внутренних дел МВД РФ, паспортные службы жилищно-коммунальных организаций и органы ЗАГС. ............