Реферат:
Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в системе комплексной педагогической работы
План
1. Принципы и методы музыкального воспитания в специальном учреждении для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей
2. Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей
3. Функции педагогического коллектива в процессе музыкального воспитания учащихся. Формы контроля и руководство музыкальным воспитанием
Литература
1. Принципы и методы музыкального воспитания в специальном учреждении для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей
Музыкальное воспитание — это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни. При этом перед педагогами не ставится проблема профессиональной музыкальной подготовки учеников.
Задачи музыкального воспитания:
—формировать знания о музыке;
—корригировать отклонения интеллектуального развития;
—совершенствовать певческие навыки;
—развивать речевую активность;
—развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
—развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника. Если индивидуальные особенности, характерные для одного из них, наблюдаются и у других, такие особенности называют типическими, присущими определенной группе детей. А эти группы называются типологическими. Распределение детей на условные группы в соответствии с их типическими особенностями составляет содержание дифференцированного подхода.
В процессе занятий музыкой возможно распределение детей на группы по уровню развития музыкальных способностей, умений и навыков:
—низкий уровень — отсутствует внимание к прослушанному музыкальному произведению, не сформировано умение передать характер музыки; отсутствует навык воспроизведения ритмического рисунка и правильность звукоизвлечения при игре на простейших музыкальных инструментах; нет чистоты интонирования во время пения, имеются нарушения звукопроизношения; не развита способность передачи музыкального образа в движении;
—средний уровень — музыкальные умения и навыки хотя и сформированы, но не носят постоянного характера; деятельность нецеленаправленна, хаотична; быстрая отключаемость от выполнения музыкального задания приводит к срывам поведения;
—высокий уровень — имеется стойкий интерес, сформировано произвольное внимание к слушаемой музыке; способности, умения и навыки отличаются относительной развитостью, возможны адекватные оценки, анализ музыкальных произведений, передача образа в движении.
Принцип коррекционной направленности — исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. ............