ВВЕДЕНИЕ
Современная семья (конца XX и начала XXI в.) сталкивается с весьма сложными проблемами: прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. Желание многих родителей собственными силами преодолеть возникающие трудности приводит к появлению в стране опасной тенденции самоотстранения родителей от воспитания собственных детей. Именно поэтому, действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье, и малообеспеченные семьи являются традиционной категорией семей, с которыми он работает.
Цель работы: изучение способов и методов организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями; разработка программы сопровождения малообеспеченных семей.
Задачи работы:
1. Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;
2. Изучить способы и методы организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями;
3. Определить виды социальной и экономической помощи малообеспеченным семьям.
4. Разработать программу сопровождения малообеспеченных семей.
Объект исследования: малообеспеченные семьи.
Предмет исследования: процесс сопровождения социальным педагогом малообеспеченных семей.
Гипотеза исследования: процесс сопровождения малообеспеченных семей будет более эффективным при условии применения программы развития активности и самостоятельности членов семей данной категории в решении своих материальных проблем.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1
1.1 Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.
Так, в результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико - воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.
Драматизм ситуации углубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. ............