Введение На современном этапе одним из направлений общественно-экономических преобразований стало реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Актуальность работы определяется следующим: жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейший сектор экономики. Поэтому включение жилищно-коммунального хозяйства в систему рыночных отношений, изменение механизма управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход экономической реформы в России.
По вопросам жилищно-коммунальной реформы высказываются разные мнения, суть которых состоит в следующем: реформа нужна, но к ней нельзя приступать до тех пор, пока не вырастут денежные доходы и бремя жилищно-коммунальных расходов не окажется посильным для подавляющей части населения; к реформе необходимо приступить немедленно, в условиях отсутствия бюджета у многих муниципальных образований она позволит уберечь жилищно-коммунальное хозяйство от полного разрушения и создаст реальные предпосылки для ее сохранения, развития и преобразования.
Спорный момент касается также вопроса распределения полномочий между центральной властью и регионами: нужно ли принятие единой государственной программы жилищно-коммунальной реформы или можно ограничиться ее разработкой на уровне регионов. Следует отметить, что жилищно-коммунальная реформа затрагивает прежде всего муниципальный уровень управления и поэтому должна полностью соответствовать законодательству местного самоуправления.
Начало реформы в различных городах России показывает, что в сознании людей она воспринимается исключительно как повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, это происходит не только потому, что именно на этом аспекте реформы концентрируют свое внимание средства массовой информации, но и в действительности из всех элементов жилищно-коммунальной системы реальные и наиболее ощутимые изменения происходят преимущественно в части оплаты населением услуг этой сферы. Однако повышение платы не является самоцелью, а составляет лишь часть системы взаимосвязанных мероприятий, повышающих эффективность жилищно-коммунального хозяйства за счет сокращения непроизводительных расходов и роста качества самих услуг. Более того, отдельные частные мероприятия не позволяют в полной мере использовать весь потенциал возможностей совершенствования жилищно-коммунального хозяйства и включения этого сектора экономики в рыночную систему отношений.
Для России более характерной является трехуровневая система управления [6]. На первом уровне находится собственник жилья, в функции которого входит разработка жилищно-коммунальной политики и решение таких задач, как формирование объективно обоснованной тарифной политики, планирование реконструкции и модернизации жилья, контроль за использованием средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, и за деятельностью монополистов, организация мероприятий по предоставлению компенсаций за жилищно-коммунальные услуги. На втором уровне располагается служба заказчика, призванная обеспечить содержание и эксплуатацию жилого фонда, выбор подрядчика для выполнения услуг и заключение с ним договоров, контроль за качеством предоставляемых услуг. ............