Часть полного текста документа:Ортодоксальность теории З.Фрейда Реферат по курсу "История психологии" Студент: Матвеева М. М., ПМ-03 №30 Московский Экстерный Гуманитарный Университет Академия педагогики и психологии Москва 2003 Обзор курса "История психологии". 1. Исторический путь развития психологии. "Психология" - от латинского "psyche" - душа, "logia" - понимание, знание. Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. А) Анимизм - древнее представление о окружающем мире (от латинского "anima" - душа, дух) - вера в скрытый за видимые вещи. Б) Гилозоизм - переход от античности (от греческого "hyle" - вещество, материя и "zoe" - жизнь). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. В) Гераклит и идея развития закона (логоса). "Логос" - введен Гераклитом - что означает закон. "Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка". 2. Психологическая мысль нового времени. Открытие рефлекса. Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разделу великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе. 3.Зарождение психологии как науки. В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Мюллер (1801-1858) сформировал "закон специфической энергии органов чувств". Психофизику открыл физиолог Вебер (1795-1878). Дондрес (1818-1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучается, был признан "непосредственный опыт". Главным методом - интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Природой психики занимался Сеченов И. М. (1829-1905). Саморегуляция поведения организма посредством сигналов - таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности. 4. Основные психологические школы. Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, чем обширнее становилось поле изучаемых его явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом - инсперсия. А) Функционализм. У истоков стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он известен как лидер прагматизма философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду. Б) Рефлексология. Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин - условный рефлекс. В) Бихевиоризм. Кредо этого направления запечатлено в термине "поведение" (английское "бихевиор"), а само оно было названо бихевиоризмом. Его "отцом" принято считать Уотсона, который в 1913 году изложил манифест новой школы. Г) Психоанализ. Основоположником можно считать Фрейда (1856-1939), как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в области психоанализа. ............ |